Самые эффективные способы убрать ржавчину с хромированной сантехники и других изделий


В бытовых условиях мы часто сталкиваемся с появлением ржавчины на разного рода металлических предметах. Хромированные изделия, например, сантехника в ванной комнате, также подвергаются этой неприятности. Хоть и существует мнение, что хромированное покрытие наиболее устойчиво к появлению коррозии, это далеко не так. При определенных обстоятельствах, когда на хром воздействует сразу несколько неблагоприятных факторов, изделия могут покрываться рыжими пятнами. В этой статье мы расскажем, чем убрать ржавчину с хромированной поверхности и как избежать данной проблемы в дальнейшем.

Хромирование и причины появления ржавчины

Под хромированием понимают методику нанесения тонкого слоя хрома на различные металлические изделия. Чаще всего хром накладывается посредством гальванической технологии: этот элемент осаждается на металле подложки под действием электрических зарядов. В результате возрастает прочность предмета, он становится стойким к неблагоприятным факторам, а также более привлекательным.

К сожалению, хромирование имеет низкую устойчивость к механическому воздействию. Именно этот факт становится основной причиной коррозии. Под воздействием ударов, царапания появляются трещинки и сколы. При участии кислорода металл под слоем хрома окисляется, образуется ржавчина. Для избавления от этого неприятного явления можно применять разные средства — специальные и народные.

Пластик с хромовым напылением

Почти все остальные детали кузова, обладающие хромовым блеском, пластиковые. В большинстве своем их покрывают хромом путем вакуумного напыления (PVD-процесс). Это один из самых дешевых способов нанесения. Хотя на автомобилях премиальных марок и дорогих мотоциклах можно встретить и пластиковые детали, покрытые гальваническим хромом.

Основные угрозы пластиковым хромированным элементам исходят от дорожных реагентов (солей) и агрессивной автохимии. Кроме того, блестящие детали, расположенные на лицевой стороне авто, подвержены пескострую и повреждениям от попадающих в них камней.

С реагентами понятно: зимой надо чаще мыть машину. Если запустить, хромированный пластик покроется мутными разводами. Но, как и в случае с накладками на глушители, помутнения от реагентов относительно легко удалить средствами по уходу за хромом. Однако для декоративных элементов лучше подбирать полироли, предназначенные именно для хромированного пластика. Autosol M1 – одно из таких годами проверенных средств.

Схема та же: нанесли немного, располировали круговыми движениями, вытерли сухой салфеткой. Обратите внимание, что в инструкциях к некоторым средствам предлагается разнести их по очищаемому элементу, дать подсохнуть, а потом располировать. При таком раскладе с большой вероятностью в составе полироля содержится воск. После его использования хром будет блестеть едва ли не лучше нового, но недолго.

Возвращаемся к мойке автомобиля, имеющего хромированные элементы, и агрессивной химии. Именно некачественная автохимия или неправильное использование качественной грозит наиболее серьезными повреждениями пластику с напылением хрома. Бесконтактные шампуни содержат в своем составе щелочь, которая позволяет быстро и эффективно разъедать грязь, но столь же эффективно она разъедает и декоративное покрытие. Слишком большая концентрация – хром белеет, передержали – аналогично, засохло на солнце – та же картина.

Поэтому при пользовании мойкой самообслуживания, где невозможно проверить качество применяемого шампуня, ни в коем случае не стоит держать его на кузове больше двух минут, а лучше нанести по кругу на всю машину и сразу смывать.

Если моете бесконтактно самостоятельно, старайтесь выбирать шампунь с pH 9-10 или вовсе нейтральный с pH 6-7. Да, нейтральный шампунь плохо отмывает застарелые загрязнения, зато максимально безопасен для кузова. Шампуни с pH больше 11 – высокощелочные, использовать их для мойки легкового автомобиля нежелательно. Внимательно читайте инструкцию и разводите в правильной концентрации, ведь даже самый щадящий шампунь становится не очень щадящим, если вы налили его в пенокомплект в два раза больше, чем нужно.

Но и при использовании слабощелочной химии нельзя выдерживать ее на кузове больше двух минут, а тем более давать ей высохнуть.

Если вы моете автомобиль вручную, повреждения хромированного пластика практически исключены, так как шампуни для ручной мойки являются нейтральными. Но наносить ручной шампунь на горячий кузов и мыть авто в жару на солнце все равно не стоит.

Когда в процессе мойки что-то пошло не так и пластик с хромированным напылением помутнел, реанимировать его обычно нельзя.

Но не надо путать химические повреждения от шампуня с неаккуратностью при нанесении защитных средств. Например, нерасполированный высохший воск также приводит к белесому налету, но этот налет легко удаляется.

Естественно, все защитные покрытия кузова, от воска до «керамики», в той или иной степени оберегают и хромированный пластик. При этом специализированные средства защиты именно для хрома в продаже практически не встречаются. Как правило, это средства типа «2 в 1»: полироль с образующими пленку веществами, обычно все с тем же воском. Некоторую защиту такие покрытия дадут, особенно актуальны они в зимний период, так как могут уменьшить воздействие реагентов. Главное – правильно наносить, чтобы потом не пришлось удалять мутные разводы.

Специализированные составы

При покупке любого состава важно внимательно изучить этикетку. Он должен быть безвредным, удобным в нанесении и действительно эффективным.

WD-40

Это средство в форме спрея широко применяется даже в автомобильных мастерских. Оно быстро убирает пятна ржавчины, жира, копоти и битума, разных клеев, при этом не оставляет липких следов. После нанесения WD-40 формирует надежный водостойкий слой, в будущем защищая изделие от ржавления. Состав выполнен на основе минеральных масел, двуокиси углерода, растворителя и особых добавок. Его наносят губкой, потом протирают поверхность тряпочкой.

Doctor Wax

Полировальная паста данной марки подходит для хромированных изделий, а также для стали, золота, серебра, алюминия, бронзы. Она не содержит абразивов, а полирует предметы за счет присутствия растительных восков. Паста затирает царапинки и убирает ржавчину, образуя прочный матовый налет.

Metal Polish

Полироль от Autosol (Германия) в форме крема может применяться для чистки кузова авто, посуды, сантехники, оборудования. Средство подходит для большинства металлов и сплавов. Его достаточно нанести на пораженный коррозией участок, отполировать и убрать остатки тряпкой.

Восстановление разрушенного слоя

Для придания гладкой формы детали и устранения неровностей, возникших от коррозии, используются специальные пасты на керамической основе. Такой материал служит заменителем хромированной поверхности и отлично сочетается с натуральным материалом. Материал легко наносится и восстанавливает внешний вид детали в течение дня. Грунтовые свойства керамопасты позволяют заполнить большие участки разрушения толщиной в несколько миллиметров. Ее можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Когда восстановлены исходные качества хромированной детали, требуется хорошая защита. Для использования дешевого временного средства послужат лакированные средства, которые уберегут покрытие от реагентов и температурных скачков в течение месяца, а также восстановят блеск детали. Со временем потребуется выбрать надежное средство защиты от ржавчины, которое описывается ниже.

Очищение хрома народными средствами

У каждого дома есть простейшие продукты и бытовые средства, которые тоже могут применяться в борьбе со ржавчиной на хромированных предметах.

Уксус

Обычно для очистки изделий используют уже разведенный столовый уксус (6-9%) либо иные виды уксуса — яблочный, рисовый, винный. Уксусную эссенцию требуется развести до подходящей концентрации. В тару наливают состав, погружают туда изделие на 3-8 часов (в зависимости от слоя ржавчины). Если предмет большой, то протирают его тряпкой, смоченной в уксусе. После удаления состава поверхность промывают, вытирают, удаляя остатки ржавчины.

Лимонный сок (лимонная кислота)

Лимонный сок используют в смеси с солью в пропорции 1:1. Его наносят на основание, хорошо трут, оставляют на час, затем промывают. Лимонная кислота также помогает избавиться от повреждений хромированных деталей коррозией, поскольку работает наподобие уксуса.

Вещество преобразует гидроокиси металлов в соли, что позволяет эффективно растворять ржавчину. Порошок лимонной кислоты смешивают с водой до получения кашицы, наносят на вещь, оставляют на 2-3 часа, потом промывают.

Сода и газировка

Сода представляет собой абразив, который может оставлять мелкие царапинки на хромированной поверхности, поэтому работать с ней нужно предельно осторожно. Обычно соду смешивают с водой до состояния кашицы и тщательно оттирают ржавчину. Еще более эффективным считается средство на основе газировки вместо воды. Надолго оставлять соду на хроме не стоит — лучше быстрее отмыть ее.

Рыбий жир

Это средство обычно применяется для профилактики ржавления, но может и удалить небольшие пятна. Нужно купить обычный жир без добавок, нанести на пораженную зону и оставить на несколько дней, не стирая. После пятна можно осторожно очистить.

«Кока-кола»

В популярном напитке присутствует ортофосфорная кислота, значит, он также подходит для чистки хромированных деталей. Кроме «Кока-колы», можно применять аналогичные напитки, например, «Пепси». Небольшие по размеру вещи можно просто погрузить в жидкость и оставить на несколько часов.

Если элементы несъемные или же большие по габаритам, их обрабатывают напитком при помощи тряпки или привязывают к ним пакет, наполненный «Кока-колой». Для удаления мелких пятен обычно хватает 2-3 часа, для растворения толстого слоя ржавчины потребуется до 8 часов.

Алюминиевая фольга

Фольга довольна мягкая, она щадяще воздействует на хром. Материал не царапает основание, зато эффективно убирает ржавчину. Нарезают небольшие полоски фольги, изделие заранее смачивают водой. Из полоски делают шарик, после чего полируют им предмет, чтобы тот снова не заблестел. Если нужно, берут новый шарик и повторяют процедуру, пока не будет удалена вся ржавчина.

Зубная паста

Паста или зубной порошок — результативные средства для очистки ржавчины. Они обладают мягким абразивным воздействием, при этом постепенно снимают рыжий налет. Пасту наносят на мягкую тряпочку или губку, полируют ею смоченный водой участок. Повторяют все действия до тех пор, пока следы коррозии не исчезнут. Остатки средства смывают.

Паста ГОИ и моторное масло

Паста ГОИ сама по себе является шлифовальным и полировочным средством на основе хрома, поэтому хорошо подходит для обработки хромированных изделий. Ее разбавляют моторным маслом в равных частях, потом куском войлока обрабатывают пораженную поверхность.

Остатки масла и пасты убирают чистой тряпкой. Действовать надо осторожно, так как ГОИ включает абразив, и порой он довольно крупный.

Картошка и хозяйственное мыло

Картофель режут на 2 половинки, одну или обе части тщательно натирают хозяйственным мылом. После такое «приспособление» прикладывают непосредственно на ржавое пятно на пару часов, затем убирают остатки загрязнений тряпкой.

Медный купорос и соляная кислота

Соединяют между собой 50 г кислоты и 200 г медного купороса, разбавляют литром воды. Ветошью, смоченной в таком растворе, обрабатывают хромированное основание в области ржавчины. Через несколько минут протирают все слабым раствором соды, чтобы погасить реакцию. Далее моют поверхность и дают ей просохнуть.

Цемент

Этот строительный материал может выступать в роли абразива для удаления ржавчины, а также позволяет отшлифовать поверхность. Немного порошка цемента наносят на пораженный участок, протирают тряпкой. После рекомендуется обработать изделие воском.

Как удалить ржавчину с хромированной сантехники

Промышленность для борьбы со ржавчиной выпускает много специальных, высокоэффективных очищающих средств:

  • Clin;
  • Help;
  • Растворитель ржавчины;
  • “Мистер мускул” и другие.

Хромовая поверхность должна протираться любой мягкой тканью. Пищевая сода считается отличным заменителем заводского моющего средства. Для удаления мыльной пены пригодятся антистатические салфетки.

Для эффективного удаления ржавчины с хромированной поверхности, достаточно использовать любой вышеприведенный способ. Домашние средства станут отличной заменой дорогостоящих чистящих средств.

Уход за хромированными изделиями

Как известно, проблему проще предотвратить, чем решить. Чтобы ржавчина не «поселилась» на хромированных предметах, нужно тщательно соблюдать правила ухода за ними:

  • при помывке применять только теплую воду и мягкое мыло либо иные щадящие средства;
  • не включать воду под большим напором;
  • сразу после мытья насухо протирать изделия тряпочкой;
  • не использовать абразивные составы, чтобы основание не покрылось сеткой мелких царапин;
  • не допускать резких перепадов температур, влияния высокой влажности;
  • в зимнее время для уличных изделий и кузова автомобиля применять специальные защитные спреи.

Эффективная и качественная защита, а также очистка хромированных оснований от ржавчины вполне возможна. Для этого нужно только соблюдать простые советы и не допускать оплошностей в уходе за «капризными» изделиями.

Способы предотвращения коррозии

Возникновение ржавчины теоретически невозможно предугадать, только обнаружить по факту наличия. Коррозия – естественная проблема любых материалов, от которой невозможно никуда деться. Единственный способ предотвращения ржавчины – ее недопущение.

В качестве защитных мер используются два метода, которые многократно продлевают ресурс хромированной детали:

  1. Хромированную поверхность требуется покрывать защитной виниловой пленкой. Кроме образования коррозии, она защитит деталь от механических повреждений и царапин, которые тоже способствуют образованию ржавчины. Обклеенную деталь требуется часто мыть, а пленку менять каждые четыре месяца на новый слой.
  2. Альтернативой может служить полировка и лакирование хромированной поверхности. Эти вещества эффективнее защищают покрытие от агрессивных веществ и перепадов температуры, но не способны уберечь от гравия и пыли.

Какой из перечисленных способов лучше – выбор за автолюбителем. В городских условиях качество дорог выше, гравий исключается. При этом дорожное полотно часто обрабатывается реагентами, выбор защиты поверхности от коррозии очевиден. В сельской местности ситуация обратная и правильным станет наложение виниловой пленки.

Нужно учитывать эксплуатацию и расположение хромированной детали. Например, расположенные внизу подкрылки и бампера претерпевают изос сильнее, чем ручки дверей и эмблема марки автомобиля. Защитные средства рекомендуется менять спустя несколько месяцев. Сначала нужно будет удалить старый слой и оставшиеся следы от клея и лаков. Тщательно отполировать освобожденную поверхность и наложит новое покрытие на все хромированные детали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]