Нужно ли использовать часовое масло и как его правильно выбрать


После того как мне подарили дорогие механические часы я серьёзно занялся вопросом полноценного ухода за ними. Часто люди пренебрегают вопросом смазки и даже не знают, для чего она нужна. Она необходима для защиты подвижных элементов от изнашивания. Для этого применяется часовое масло, которым периодически смазываются миниатюрные детали приблизительно в 50 точках. Без проведения такой процедуры часовой механизм скоро придёт в негодность.

Источник ebayimg.com

Как смазать механические часы своими руками

ТЕХНОЛОГИЯ СМАЗКИ ЧАСОВ

Для смазки часов употребляют в основном чистые костяные масла разных сортов. Преимущество костяных масел заключается в том, что они сравнительно хорошо держатся в смазываемых местах.

Все крупные детали часов (заводная пружина, заводной вал, заводные колеса, штифты боя и т. д.) необходимо смазывать более густым маслом, так как иначе часть масла с трущихся поверхностей стекает. Более мелкие детали (цапфы оси баланса, палеты, зубья цилиндрических колес и т. д.) смазывают жидкими маслами, так как: густые масла ухудшают работу этих деталей из-за прилипания их друг к другу. Лишнее масло, например, в заводном трибе (полубочонке) и в кулачковой муфте (бочонке) во время завода часов будет разбрызгиваться по всему механизму и загрязнять его. Смазывая цапфы осей всех колес, нужно использовать такое количество масла, чтобы оно не выходило за пределы пятки цапф.

Излишки масла надо снять чуркой, или очистить деталь и смазать заново.

Цапфы анкерной вилки смазывать чрезвычайно неудобно, и поэтому требуется большая аккуратность и специально приспособленная маслодозировка.

Для ввода масла в часы необходимо иметь несколько масло-дозировок разных размеров, которые может изготовить сам ма-

стер, но так, чтобы конец маслодозировки не имел форму тупой лопатки. Лучший материал для нее — нержавеющая сталь, или стекло. Маслодозировку вставляют в граненую деревянную ручку.

Перед смазкой маслодозировку надо очистить чистой щеткой от случайно приставших к ней пылинок.

Рис. 213. Масленки и маслодозировки

Для хранения масла и маслодозировок рекомендуется иметь масленку (рис. 213), представляющую собой деревянную подставку с чашками (из силикатного или небьющегося стекла), имеющими крышки. Такие масленки предохраняют масло от загрязнения, а также и маслодозировки от повреждений инструментами, соприкасавшимися с ними.

Смазывать камни для цапф осей баланса карманных и наручных часов следует только после того, когда все детали тщательно установлены, и баланс не придется вновь снимать для тех или других поправок в механизхме. Снимать баланс после того, как его

смазали, нельзя, так как к маслу, оставшемуся на цапфах, прилипнет пыль. Камни, смазанные маслом, также подвержены быстрому загрязнению; с цапфы баланса масло может попасть на колодку спирали, а затем и на спираль. Если мастер вынужден снять баланс, его следует сразу положить на чистую папиросную бумагу и закрыть чистым колпаком. Класть баланс нужно мостом вниз, и цапфа обязательно должна находиться в отверстии камня моста. Если баланс не будет быстро установлен на свое место, необходимо чуркой очистить отверстия камней от масла. Вращать чурку в отверстиях камней нужно до тех пор, цока они не станут сухими; цапфы протереть натянутой на пальцах папиросной бумагой.

Доза масла для вторичной смазки должна быть меньшей, чем для первого раза.

У палет смазывают только импульсную плоскость. Для хорошего хода часового механизма смазка палет имеет исключительное значение.

Для смазки наручных часов малого калибра доза масла должна быть очень мала. Для таких часов рекомендуется иметь специальную маслодозировку, очень тонкую. Большая доза масла приводит к тому, что детали прилипают друг к другу. Для смазки нельзя употреблять старое сгустившееся масло.

Чрезмерная смазка пружины вредна, так как вытекающее через щели крышки барабана масло будет загрязнять механизм. По этой же причине нельзя смазывать пружину через боковой вырез в крышке барабана. Смазывать пружину нужно начинать с конца ближайшего к валу барабана, а затем всю остальную часть.

Цапфы вала барабана нужно смазывать до установки в барабан. Детали под циферблатом смазывают маслом перед установкой циферблата.

Самое лучшее по качеству масло может сохраняться в механизме максимум до трех лет, так как масло постепенно изменяет свои свойства и вместо пользы приносит вред механизму, превращаясь в липкую массу или грязь. От этого ухудшается работа механизма и, если его во-время не почистить, то сильно изнашивается рабочая часть цапф, главным образом у триба промежуточного и центрального колес, где давление пружины особенно велико.

Хорошо удерживается масло в часовых подшипниках (футерах, камнях), имеющих масленку сферической формы. Чем выше качество обработки поверхности цапфы, тем медленнее процесс окисления смазки. Масло должно заполнять масленку камня от 0,5 да

0,7 ее объема. Заполнение масленки сверх нормы приводит к растеканию масла и загрязнению механизма. Сквозные камни баланса и вилки смазывают еще меньшими дозами. Масленку камня в этих случаях заполняют только на 0,25 + 0,35 объема. Излишки масла, которые могут получиться при недостаточно аккуратной и точной дозировке, необходимо удалить папиросной бумагой.

Крупные часы (настенные, будильники и другие) смазывают так же, как и наручные.

В будильниках обязательно должны быть смазаны рабочие места штифтов якоря и оба рожка вилки в месте, где проходит импульсный штифт.

В настенных часах нужно обязательно смазывать подъемные штифты молотка и рычаг подъема.

Маслодозировки типа отвертки, имеют тот недостаток, что для каждой точки смазки нужно опускать дозировку в резервуар для масла. В последнее время широко применяют автоматические дозировки с собственным резервуаром (рис. 214), внешний вид которых напоминает авторучку. Верхняя часть такой маслодозировки, выполненная из пластмассы, представляет собою резервуар для масла. Резервуар оканчивается тонкой трубкой, в которой ходит стальная игла (поршень); при нажиме на специальную кнопку поршень подает определенную дозу масла.

Маятниковые часы

Тик так, Тик так – этот звук мы вспоминаем, когда думаем о часах. Хотя подавляющее большинство современных часов едва ли издают хоть какой-то звук. Не так давно почти каждые часы издавали характерный для часов звук, потому что они были полностью механическими, а не электронными. Раньше для того чтобы часы работали было необходимо поворачивать ключ, заводить пружину, после прислушавшись можно было услышать как работают шестерни. Так давайте разберёмся, как на самом деле работают старомодные маятниковые часы.

Что такое маятник?

Маятник представляет собой стержень, который висит вертикально и раскачивается из стороны в сторону под действием силы тяжести. Как обнаружил итальянский учёный Галилео Галилей(1564-1642), полное колебание маятника занимает одинаковое время. В теории, единственное, что влияет на колебание маятника, это его длина и сила тяжести. Для относительно небольших колебаний, время (Т), которое требуется для того, чтобы маятник сделал одно полное колебание(известное как период) вычисляется по следующему уравнению:

Где, l — это длина маятника, g – мера силы тяжести(ускорение свободного падения). Из этого уравнения видно, что вам надо в 4 раза увеличить длину маятника, чтобы в 2 раза увеличить время колебания.

Как маятник работает?

Маятник работает путём преобразования кинетической энергии в потенциальную и обратно. Когда маятник находится в крайнем положении он имеет максимальную накопленную энергию(потенциальную энергию). В самой нижней точке, максимально близкой к земле потенциальная энергия переходит в кинетическую и имеет её максимальное значение в этой точке. Таким образом, маятник постоянно переводит потенциальную и кинетическую энергии друг в друга, что является примером простого гармонического колебания. Если бы трение соприкасающихся элементов и сопротивление среды(воздуха) отсутствовало, то есть были созданы идеальные условия, то маятник бы совершал колебания вечно. Но в реальных условиях маятник учитывая вышеперечисленные факторы замедляется. Но что является очень важным для хронометража, даже при уменьшении амплитуды колебания время колебания маятника не изменяется. Галилей сразу отметил эту полезную функцию, но построить маятниковые часы ему так и не удалось, удалось лишь представить модель маятниковых часов в 1642 году. Галилей передал свои труды датскому учёному Христиану Гюйгенсу. Он и сделал первые маятниковые часы в 1650 году.

Как работают маятниковые часы?

Почти все маятниковые часы сконструированы следующим образом: в часовом механизме, который Вы видите, груз 1 с помощью троса через валик 2 приводит в движение систему колес. Этот груз обеспечивает энергию для часов. Усилие через несколько колесных пар передается на тормозное колесико 3. Проворачивание часового механизма тормозится в результате взаимодействия тормозного колесика 3 и анкера 4 и регулируется маятником 5. Тормозное колесико будет продвигаться дальше лишь в том случае, если маятник приведет анкер в такое положение, когда он отпустит тормозную шестеренку. Одновременно другой конец анкера проходит в пространство между шестеренками и тем самым ограничивает движение тормозного колесика 3 на половину длины зубчика. Теперь, когда маятник будет совершать обратное движение, зубчик надавит на анкер и через стержень передаст усилие на маятник. Маятник при этом получает небольшую дополнительную энергию, что компенсирует имеющиеся у него потери на трение. Эта игра повторяется при каждом движении маятника. Таким образом, тормозное колесико движется в такт колебаниям маятника. Через несколько шестеренок оно соединено с минутной шестеренкой 7. Скорости промежуточных шестеренок рассчитаны таким образом, чтобы минутная шестеренка проворачивалась один раз в час, т.е. со скоростью большой стрелки, соединенной с минутной шестеренкой. И, наконец, шестеренки 8, 9 и 10 служат для того, чтобы маленькая стрелка двигалась в 12 раз медленнее, чем большая. Комбинацию из стрелок 8, 9 и 10 называют также стрелочным механизмом.

Для чего нужно масло?

Нанесение специальной смазки на часовой механизм необходимо для предотвращения или снижения трения, износа поверхностей, а также для защиты устройства от коррозии.

Масло для смазки часового механизма должно соответствовать своему назначению и растекаться по всем деталям равномерно. Для этого еще на этапе производства его проверяют на смазочную способность. То есть часовое масло тестируется в режиме жидкого трения. И если оно обладает необходимой смазочной способностью (свойством противостоять нормальному давлению и не разрываться), то только тогда его используют для ремонта механизмов.

Как правило, маслянистость напрямую зависит от состава. Например, костяные обладают лучшей смазочной способностью, чем минеральные жидкости.

Что в итоге…

Я пришёл к выводу, что смазывать механические часы нужно обязательно, но одним видом масла для этого не обойтись. В арсенале часовых мастеров насчитывается более 10 видов масел и смазок для разных целей. Так, на промежутке кинематической цепи от большого колеса до барабана, где скорость не высокая, применяются вязкие масла. Они создают прочную плёнку, которая не боится повышенного давления. Чем далее от заводской пружины, тем меньше воздействующая сила. Например, анкерному колесу необходима очень тонкая масляная плёнка, чтобы механизм мог работать максимально свободно.

Вопрос

Напишите в комментариях, как думаете – стоит ли заморачиваться так по поводу смазывания часов, или лучше отдать их мастеру и не мучиться?

Основные виды масел отечественного производства

Чтобы смазать часовой механизм или аналогичный прибор, применяется специальная продукция. Например, для устройств, которые работают в обыкновенных условиях, можно применять масла, наподобие МЦ-3, МПБ-12, МЧМ-5 либо МЗП-6. Если же механизм часто находится на открытом пространстве и при низких температурах, тогда рекомендуется использовать часовое масло МН-60 или аналогичные виды этой марки. К примеру, МН-45 и МН-30.

В устройствах, предназначенных для работы в государствах с тропическим климатом, обычно применяют часовые масла типа МЧТ и МПТ. В такой продукции присутствуют антисептические добавки, которые не дают развиваться бактериям и другим грибковым организмам. К подобным часовым маслам относятся МПТ-3 и МЧТ-3. Помимо всего прочего, такая продукция еще на этапе производства проходит различные испытания. Это помогает увеличить влагоустойчивость и химическую стабильность.

Масло отечественного производства для микроузлов

Кроме того, стоит упомянуть о РС-1. Это низкоплавкое, мягкое часовое масло с желтым или светло-коричневым оттенком, предназначенное для общего использования. Но подобную смазку редко применяют для всего механизма, так как она имеет низкий предел прочности и удерживается на узлах только за счет капиллярной силы. Тем не менее подобное часовое масло имеет некоторые преимущества перед другими видами аналогичной продукции. Например, оно более морозостойкое и неплохо держится в устройстве даже при температуре более 100 °C. Именно поэтому подобную смазку лучше всего наносить только на микроузлы, а не полностью на весь механизм часов.

Как почистить часы из желтого металла?

Смесь 1 к 1-му из соды и уксуса — достаточно сильное средство, подходящее для любых металлов: нержавеющей стали, серебра и золота в том числе. В средстве смачивают зубную щётку и прочищают загрязнения браслета. Замачивать не нужно. Ещё один рабочий раствор — смесь аммиака и водки пополам.

Интересные материалы:

Как получить бонусы мвидео? Как получить бонусы в юла? Как получить денежные средства на развитие бизнеса? Как получить денежные вклады по наследству? Как получить депозит на 1хбет? Как получить электронную подпись в Приватбанке? Как получить электронный ключ для ИП? Как получить электронный ключ Егов? Как получить Эцп не выходя из дома в Узбекистане? Как получить фон для Steam?

Масла заграничного производства

Существует множество смазок от иностранного производителя, но самым популярным является Moebius. Это масло для часовых механизмов швейцарского производства, которое отличается высочайшим качеством и устойчивостью к перепадам температуры. То есть, по сути, его можно использовать в любых условиях, независимо от климата и места жительства.

Из основной продукции этого производителя можно выделить:

  • Часовые масла Moebius 8000 – натуральная продукция, которая предназначена для нанесения на главные части устройства. Кроме того, его нередко используют для смазки переводных механизмов и пружин будильников. Основной особенностью такого масла является то, что оно не растекается при нанесении. Проще говоря, такая смазка имеет достаточную жесткость.
  • Moebius Synt-A-Lube 9010. Это синтетическое масло, обладающее высокой устойчивостью к перепадам температуры (от +70 °C до -29 °C) и степенью вязкости. Как правило, Moebius Synt-A-Lube предназначается для камней, спусковых механизмов, подшипников и балансов среднегабаритных и больших устройств. К примеру, им смазывают старинные настенные, напольные или настенные часы. Еще оно пользуется популярностью среди мастеров, которые занимаются ремонтом счетчиков и различных механических измерительных приборов.
  • MOEBIUS D5 – универсальное масло для минимизации трения и значительной нагрузки на часовой механизм. Предназначается для малоподвижных частей малых и средних по размеру устройств, а также для смазки камней паллет и зубчатых колес.

Что такое репассаж часов и зачем он нужен?

Итак, репассаж механических часов – это трудоемкая процедура, в ходе которой производится полная разборка часового механизма, зачистка всех деталей, при необходимости – замена изношенных, замена смазки и, наконец, сборка.

Так ли уж необходимо подвергать часы этой процедуре? Нести ли их в сертифицированный сервисный центр? Ведь удовольствие недешевое: для самых недорогих механических часов стоимость репассажа составит порядка 4 – 5 тыс. руб., а для элитных цена будет исчисляться десятками тысяч! Что ж, если часы не дороги ни в стоимостном выражении, ни как память, то, может быть, проще купить новые. Или, коли руки у вас умелые и ум пытливый, то попробовать справиться самостоятельно… Но когда речь идет о среднем или, тем более, высшем уровне – имеет смысл раскошелиться. В самом деле, не придет же вам в голову самостоятельно менять тормозные колодки, масло в картере и т.п. в вашем «феррари» или «роллс-ройсе».

Так что – в мастерскую, причем хорошую, не дешевую! Оно того стоит.

Как узнать, что уже пора делать репассаж? Как правило, в инструкции к часам производители указывают желаемую периодичность техобслуживании. Обычно это раз в два – три года. Но иногда потребность может возникнуть раньше. Внутрь часов проникает пыль и влага (абсолютной герметичности не бывает), масло загустевает, при эксплуатации возможны вибрации, тряска, удары. Признаками того, что часы нуждаются в репассаже, являются ухудшение точности хода, «тугость» заводной головки, в случае часов с автоподзаводом – снижение эффективности последнего.

Порядок смазки

Нанесение масла осуществляется поэтапно:

  1. Смазка основного механизма. Масло подается на пружину, затем на места взаимодействия с барабаном и между колесиками. Для этого рекомендуется использовать МЦ-3 или аналог.
  2. Смазка колесной системы. Для работы с ручными или карманными часами обычно используют МЗП-6 и МЧМ-5. Масло наносится на восемь точек колесной системы (четыре цапфы сверху и четыре снизу).
  3. Смазка ремонтуара. Как правило, такие приспособления чаще всего используются в карманных часах для того, чтобы их завести без ключа. Для работы с ним можно воспользоваться маслами МЦ-3 или РС-1. Но нужно учитывать, что РС-1 применяется не для всего механизма, а лишь для его части. Например, таким маслом можно смазать переводной рычаг (небольшой выступ в приспособлении). МЦ-3 же больше всего подходит для шестеренок, заводного вала и цапфы.
  4. Смазка стрелочного механизма и системы спуска. Для этой процедуры используется МЗП-6 и МБП-12. Таким маслом смазывают вексельное и центральное колесо или же его верхнюю часть, а также систему спуска. При этом стоит помнить, что МБП-12 не нужно наносить на цапфы анкерной вилки, ведь тогда часы остановятся и их придется ремонтировать.
  5. Смазка камней баланса. В этом процессе используется масло МБП-12 или аналогичная жидкость. При этом важно наносить смазку еще до начала процедуры сборки на чистые камни без грязевого налета.

И главное, при выполнении всех вышеперечисленных операций стоит тщательно следить за количеством масла. Слишком много нанесенной смазки может повредить ход часов и их придется ремонтировать. Рекомендованное количество жидкости в масленках – 1/3 высоты прибора.

Чистка и полировка часов в домашних условиях

С репассажем мы закончили, теперь перейдем к более доступным операциям. В них, однако, тоже есть свои тонкости. Начнем с ремешков и браслетов. Для чистки их лучше снять с часов. Конечно, если заявленная водонепроницаемость часов – 100 и более метров, то можно все делать и в сборе. Если уж так лень. Тут главное – не забыть полностью завинтить заводную головку.

Очищаем силиконовый ремешок

Отмыть белый силиконовый браслет нетрудно. Готовим моющий раствор: жидкое антибактериальное мыло, несколько капель нашатырного спирта, теплая вода. Смачиваем в растворе ватный диск, протираем ремешок с обеих сторон. Смываем проточной водой, вытираем, оставляем до полного высыхания. Лайфхак: при сильном загрязнении силикон неплохо очищается белым ластиком.

Отмываем резиновый браслет

Он же каучуковый. Берем кусок хозяйственного мыла. Отрезаем половину. Натираем на крупной терке. Заливаем стаканом теплой воды, перемешиваем. Через некоторое время получится нечто вроде кашицы. Ее, с помощью ватного диска, наносим на ремешок. Ждем полчаса. Трем достаточно жесткой губкой. Промываем проточной водой, вытираем, дожидаемся высыхания.

Другой вариант – зубная паста. Все аналогично, за тем исключением, что тереть губкой не нужно, а нужно пройтись мягкой зубной щеткой. Или кисточкой, тоже мягкой. Или хоть пальцем.

Металлический ремешок

Самый распространенный металл часовых браслетов – нержавеющая сталь. К таким браслетам и обратимся, а о правилах работы с изделиями из драгметаллов расскажем чуть позже.

Проходимся по всем поверхностям мягкой тканью (хороша фланелевая). Делаем некрепкий теплый мыльный раствор. Погружаем в него браслет на несколько минут. Затем обрабатываем мягкой щеткой (можно зубной), вычищая раскисшую грязь между звеньями. С полированными звеньями обходимся нежно! Промываем теплой проточной водой, насухо вытираем мягкой тканью. Если хочется обновить блеск металла, протираем браслет салфеткой, слегка увлажненной очистителем на аммиачной основе – хотя бы слабым раствором нашатырного спирта.

Как почистить кожаный ремешок

Кожа – пожалуй, самый солидный материал для ремешка часов, но и более капризный, нежели каучук или силикон. Уход требуется коже чаще, но если он и сложнее, то ненамного. Основной способ – тот же, что для ремешка из силикона (см. выше). Надо только помнить, что не стоит замачивать кожу в мыльно-нашатырно-водном растворе: достаточно протереть с помощью ватного диска. И нужно смывать раствор не проточной водой, а влажной салфеткой.

А вот замачивать можно в другом растворе: сода и вода, 1:1, это рекомендуется в случае сильного загрязнения. Можно еще и уксуса добавить. Срок замачивания – от 30 минут до часа, далее соду снимаем ватным диском и протираем ремешок влажной салфеткой. Неплохо также нанести и растереть пару капель глицерина – кожа станет мягче.

Наконец, совсем домашний способ: яичный белок (1 шт.) добавляем в стакан молока, взбиваем, воздерживаемся от употребления внутрь, смачиваем ватный диск, обрабатываем кожу, протираем влажной салфеткой, оставляем сохнуть. Вот теперь гоголь-моголь можно и допить.

Бережно чистим золотые и позолоченные часики

Ах, золото. Оно красиво, оно поистине драгоценно! Но королевский желтый металл (а еще золото бывает розовое и белое) требует и соответствующего обращения. Никогда, ни при каких обстоятельствах не используйте при работе с ним воду! Только сухие субстанции, а именно: детская присыпка, или косметическая пудра, или, на худой конец, толченый мел. И сухая – именно сухая! – мягкая тряпочка. На нее насыпаем немного нашего порошка и бережно полируем поверхность – хоть браслета, хоть корпуса. В заключение протираем чистой тряпочкой, тоже мягкой и сухой.

Серебряные часы

Для серебра можно использовать и воду. Хорош раствор, состоящий из нашатырного спирта (или столового уксуса) и соды. Эту субстанцию наносим на изделие и оставляем на полчаса-час, затем протираем влажной салфеткой и, наконец, полируем тканью или микрофиброй.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]