У таких позитивных явлений как ремонт или строительство дорог имеется негативная сторона. Она заключается в попадании частичек смолы от нового дорожного покрытия на кузов транспортного средства. Подобные загрязнения проблематично стереть с лакокрасочной поверхности. Чтобы удалить битум с кузова автомобиля придется использовать надежные и проверенные спецсредства.
Способы удаления битума с кузова машины.
Каким образом смолянистые частицы оседают на авто
Появляются битумные пятна чаще всего после проезда в жаркий летний день по отремонтированному участку трассы. Тёмная смола в такое время превращается фактически в жидкость под воздействием высокой температуры и трения от колёс. На кузове каждая капля остывает и берётся коркой, плотно прилегая к автомобильному ЛКП. Также от колёс отлетают частички под центробежным воздействием на соседние машины. Чем выше скорость проезда по обновлённому шоссе, тем дальше улетают капли и надёжнее фиксируются к поверхности.
Важно! Химический состав битума включает в себя агрессивные органические растворители, которые способны вступать в реакцию со слоями краски машины, повреждая защиту кузова и ухудшая её внешность.
Основной материал, которым является битум или гудрон, не оказывает значительного химического воздействия на поверхность. Он лишь задерживает на ней частицы грязи, абразивный песок, другие вредные компоненты и влагу, способствующие разрушению поверхностного слоя кузова. В зоне риска находятся такие области:
- бамперы;
- колесные арки;
- нижняя часть дверей;
- пороги.
Специалисты рекомендуют не затягивать с удалением нежелательного налёта.
Профессиональные составы
Размышляя над тем, чем отмыть битум с автомобиля, владельцы транспортного средства зачастую выбирают профессиональные составы. В таких жидкостях содержатся специальные добавки и нефтяные фракции, они способны убрать въевшуюся грязь. Невзирая на свой уникальный состав, такие средства обладают одним серьёзным минусом. Дело в том, что они очень агрессивны.
Активные добавки легко могут повредить краску и лак на поверхности кузова. В особенности если водитель столкнулся с подобной проблемой впервые. Если ранее не доводилось удалять смолу профессиональными составами, то лучше обратиться за помощью к опытным специалистам.
Варианты предотвращения битумных загрязнений
Придерживаясь определённых правил, удаётся минимизировать негативные факторы или полностью их избежать. Способы актуальны для машин любого типа и доступны водителям с любым стажем:
- медленная езда;
- выдерживание дистанции;
- применение защитного покрытия;
- предварительная установка брызговиков.
Предпочтительный скоростной режим на недавно отремонтированном дорожном покрытии не должен превышать 30-50 км/ч. Чем выше температура окружающего воздуха, тем ниже должна быть скорость. Водитель должен выдерживать достаточное расстояние до едущего впереди авто. Не стоит приближаться к грузовикам, так как от большого диаметра их колёс капли могут прилетать даже на лобовое стекло. Сберечь машину также помогают заранее установленные брызговики. Они не позволят разлетаться любым типам грязи. Блокированию взаимодействия агрессивного состава смол способствуют предварительно нанесённые различные защитные слои. К ним относятся, например, твёрдополимерные составы или слой жидкого стекла. Для очистки последнего от битумных точек хватает обычной фиброткани.
Дорожные реагенты. То, чего не следует бояться, но нужно опасаться
В холодное время года машины просто купаются в самой разной химии. Дороги поливаются реагентами, посыпаются песком и солью, а из форсунок омывателей льется «незамерзайка». И этот коктейль попадает на лкп. Самым опасным компонентом смеси являются дорожные реагенты. Они обычно оставляют на лкп пятна желтого цвета. Отмываются они в процессе повседневной мойки. Особо стойкие фрагменты пятен стираются очистителями для битума.
Слухи о разрушительных свойствах дорожных реагентов на деле изрядно преувеличены. Дорожная химия «любит» проникать в повреждения на лкп, она активно взаимодействует с голым металлом. Так что крайне важно перед началом зимнего сезона отремонтировать все сколы на лкп и обработать машину защитным составом типа «жидкое стекло».
Миф. Производители автомобилей знают проблему дорожных реагентов, поэтому у современных машин от них иммунитет. Защищать покрытиями машину не нужно.
Правда. Это было бы справедливо, если бы во всех странах десятилетиями использовался один реагент. К сожалению, на дорогах одной только Москвы применяются до 6 видов реагентов. Почти каждый год вводится новая «химия», а значит, к этому «новому» машины точно специально не готовились. Поэтому в преддверии зимнего сезона принято на дорогие автомобили наносить защитные покрытия. Они принимают на себя удар реагентов, не дают образовываться ледяной корке, отталкивают воду и грязь. В общем, сохраняют лкп и сберегают деньги владельца.
Сколько времени можно ездить с загрязнениями
Избавляться от образовавшихся пятен необходимо максимально быстро. Идеально будет смыть смолу самостоятельно с машины после проезда проблемного участка. Для таких случаев в багажнике должна находиться ветошь и ёмкость с качественным растворителем. Если игнорировать налёт, то вскоре появятся повреждения ЛКП. Со временем чёрные наросты затвердевают полностью, что создаёт проблемы при их удалении, и оставляют под собой рыжеватые пятна. Вновь образовавшиеся точки битума отмыть легко без остатка следов.
Металлическая пыль. Ржавчина, которая смывается
Владельцы светлых машин могут испытать легкий шок, обнаружив на внешне целом лкп проступающие следы ржавчины. Неужели пора продавать машину?! Прежде чем паниковать, попробуйте смыть ржавчину. Часто возникновение «паучков» провоцируют кусочки металла, впаявшие в лкп. Обычно это металлическая крошка, которая летит от тормозных колодок. Она горячая и, попадая на лак, мгновенно прикипает к поверхности. Потом под действием влаги металлическая пыль окисляется, и на лкп возникают ржавые пятна.
Это тот самый случай, когда нужно использовать только специальные средства. Для удаления колодочной пыли есть хорошие очистители и у Liqui Moly, и у KochChemie.
Миф. Металлическая крошка от колодок безвредна. Ее можно отмывать обычными моющими средствами на даче или на мойке самообслуживания.
Правда. Не следует преуменьшать опасность металлической пыли. Она впаивается в лак и оставляет на нем микрократеры. Ее нельзя оттирать, так как частицы металла будут царапать лак. Места локализации металлической пыли следует обработать специальным средством, которое растворит металл. Идеальный путь решения проблемы – время от времени мыть машину в детейлинге, чтобы специалисты помыли специальным составом не только кузов, но и колесные диски, которые обсыпаны металлическим напылением от колодок. Если этого не делать, диски быстро потеряют свой вид – станут выглядеть старыми и ржавыми.
Способы удаления битума
Чтобы удалить битум и не навредить ЛКП, многие водители отправляются на станции техобслуживания, где наверняка знают, чем его отмыть от автомобиля. Однако за услуги придётся отдать около 3 тыс. руб. При этом можно самостоятельно оттереть следы, купив заранее спецсредство стоимостью 200-600 руб. Ждать машину с чистки придётся несколько часов, включая ожидание в очереди. Если следы появились недавно и не успели глубоко въесться в краску, то стоит провести операцию своими руками в гаражных условиях. Удастся сэкономить и средства, и время. Большинство эффективных спецсредств предлагаются производителями в аэрозольном виде. Баллончик с распылителем не имеет резкого запаха и прост в использовании. В таком виде представлены универсальные и профессиональные очистители. В основе универсальных средств применяются лучшие поверхностно-активные вещества и спирт. Их безопасно применять даже самостоятельно, а предварительной мойки до очищения поверхности не требуется. Они актуальны при удалении битума с кузова в походных условиях, когда недавно образовались загрязнения.
Лучше использовать более дорогое средство от проверенного бренда, например, Liqui Moly Teerentferner, аэрозоль HI-GEAR или концентрат Greenotex Turbo Force Cleaner, чем более бюджетный вариант как Lesta. В противном случае кузов не будет правильно очищенным, а застарелые остатки продолжат разъедать поверхность. В проблемных случаях понадобятся профессиональные средства, но работать с ними необходимо осторожно, так как большинство растворов концентрированно, огнеопасно и обладает специфическим ароматом. Сложности применения компенсируются максимальной эффективностью. Старые разводы удаляются так же начисто, как новообразовавшиеся.
Известь. Белые пятна, которые не смыть
Известью обычно белятся потолки в паркингах. Она защищает перекрытия от грибков и плесени. Но когда сверху через перекрытия на машины протекает вода, то вместе с нею льется и известь. А она славится своей едкостью. Белесые пятна обычно проявляются после высыхания потёков. Если известь убрать сразу, то значительного вреда она нанести не успеет. Но есть машины, которые неделями не покидают паркинга. И если на такое транспортное средство прольется известь, возникают серьезные риски. У машин с твердым лаком от извести остаются пятна, которые убираются полировкой. У машин с тонким мягким лаком может происходить полное разрушение или отслоение лакового слоя. В этом случае дефекты удаляются покраской.
Потеки извести нельзя тереть, так они содержат абразивные частицы. Но их можно растворить, используя жидкое средство против накипи или бытовое чистящее средство для борьбы с известковым налетом. Наносятся они с помощью распылителя. Но применять их нужно крайне осторожно, чтобы вместе с известью не растворить лак.
Миф. Пятна от извести можно убрать самостоятельно раствором лимонной кислоты или уксусом.
Правда. Лучше не рисковать, потому что самостоятельные попытки вывести пятна усложняют работу специалистам, которым в конечном итоге придется доводить это дело до счастливого финала. Да, для удаления известки используются кислые составы, но это специальные вещества, которые нужно умело, грамотно применять. Кроме того, очень часто после удаления известки на лаке все же остаются белёсые пятна, но это уже не грязь, а матированные участки с поврежденным лаком. Их нужно полировать. В случаях катастрофического невезения, повреждения от извести приходится закрашивать.
Если на машине обнаружились пятна извести, а под рукой нет ничего для смывания, воспользуйтесь соком обычного лимона или уксусом. Использование распылителя ускорит процесс.
Альтернативные новинки
Рынок эффективных химических средств пополнен новыми материалами. Одним из них является автоскраб, представляющий собой прорезиненную структуру, изготовленную в виде круга, салфетки или рукавички. С помощью средства удаётся бороться не только с битумом, но и с иными проблемами, включая следы от мошек. Новинкой на авторынке является синтетическая глина. Структура вещества является вязкой фактурой, напоминающей детский пластилин. Состав проникает в битум, вступает в химическую реакцию и удаляет нарос вместе с сторонними налипшими включениями (пыль, грязь, песок и пр.). Воздействие состава не оказывает влияния на ЛКП.
Как оттереть битумные пятна на машине специализированными средствами
В случае если подручные средства не смогли справиться с проблемой выведения гудрона с кузова автомобиля, следует обратить свое внимание на профессиональные чистящие средства. Они являются высокоэффективными и легко справляются как со свежими, так и уже старыми пятнами от битума. Среди таких препаратов следует выделить:
- Разнообразные профессиональные очистители (Grass, Kangaroo, Liqui Moly, Pingo, Sonax). Большинство из этих средств выпускается в форме аэрозолей, что делает работу с ними максимально удобной; некоторые требуют определенной временной выдержки после нанесения на загрязненную битумом поверхность, другие — нет. С их помощью можно довольно легко и быстро оттереть битум от машины. В вопросе выбора конкретного очистителя следует ориентироваться на среднюю ценовую категорию и страну производителя;
- Автоскрабы – одно из последних изобретений в области ухода за автомобилями. Выпускаются они в виде прорезиненного материала в форме окружности, салфетки или варежки. Отличаются такие средстваудобством использования и эффективностью удаления разнообразных видов загрязнений с кузова автомобиля;
- Синтетическая глина – также относится к числу новых разработок. Большим плюсом этого средства является очень эффективное и в тоже время — бережное удаление гудрона с поверхности машины. По своему внешнему виду глина немного напоминает пластилин, она проникает в структуру битума, обволакивает и удаляет его.
Важно! При работе со всеми этими средствами необходимо строго соблюдать инструкцию по их эксплуатации, указанную на упаковке к изделию.
Применение народных методов очистки кузова
Прежде чем смывать битумные пятна дорогостоящими средствами, можно воспользоваться народными методами, проверенными бывалыми автомобилистами. Их часто применяют для смывания дорожных загрязнений с недорогих машин. Популярными веществами, помогающими смыть битум, являются:
- уайт-спирит;
- растворители (647, 646 и др.);
- керосин (дизтопливо, бензин);
- ацетоносодержащие средства.
Уайт-спирит относится к относительно безопасным веществам для бытового применения. Его выпускают в процессе дистилляции нефти. Мыть им стоит осторожно, чтобы не повредить краску. В отличие от обычных растворителей, помогающих лишь на свежих загрязнениях, он способен оттирать слега подсохшие пятна. Благодаря доступности бензина, керосина и солярки, средства широко применяются для стирания налета. Удаётся избавиться даже от застарелых загрязнений. Работать рекомендуем в защитных перчатках и с лепестком. Операция проводится в несколько этапов так, чтобы не повредить лак на авто. При отсутствии иных средств можно воспользоваться жидкостью для снятия лака с ногтей или крепким спиртным напитком. Такие составы справляются лишь со свежими загрязнениями.
Насекомые. Зло у них в крови
Насекомые – это та еще гадость. Если в городе они раздражают, то за городом просто изводят автомобилистов. Облако мошкары в одно мгновение лишает водителя обзора, а на высокой скорости такой «сюрприз» — прямая дорога к ДТП. Вода и дворники не справляются с кашей из разбитых насекомых. О быстро получается только с применением специальных моющих средств. А если насекомые разбиваются о раскаленный капот, то возникает новый риск: кашица быстро соединяется с размягчённым лаком, а вместе с нею в краску проникают твердые вкрапления – хитин и грязь.
Кока-кола отлично зарекомендовала себя как классный очиститель. Для удаления насекомых с капота и лобовухи она тоже подходит. Деталь, которую нужно отмыть, предварительно омывают водой, чтобы смыть мусор. На втором этапе поверхность смачивают напитком. Дают ему немного времени, чтобы он подействовал, и обильно смывают водой.
Удалять насекомых нужно специальными средствами и как можно чаще, чтобы едкая каша не успевала проникать в лак. Если машина с насекомыми несколько дней простоит на горячем солнце, чистить ее самостоятельно нельзя, потому что возникает риск порчи лкп. Правильное решение – отогнать машину в детейлинг. Там ее отмоют с использованием специального шампуня, а повреждения, если такие найдутся, заполируют.
Миф. Обычное моющее средство для посуды и посудная губка отмывают насекомых с капота на раз!
Правда. Если в момент контакта с насекомым поверхность была холодная, а смываются следы сразу – свежими, то да: никаких последствий не случится и «Фейри» справится. Но если насекомые скапливались на уже горячем капоте, да еще и «прожарились» на солнышке в пробке, то нужно, не откладывая дело, ехать на мойку. Перед мойкой все шлепки следует обработать специальными средствами для удаления насекомых. И обязательно читать инструкцию!
Как защитить машину от насекомых?
Самый хлопотный путь: каждый день чистить лпк с использованием специальных средств-очистителей. Однако даже при таком подходе сохранность лака не гарантируется. Более надежный вариант: покрыть кузов защитным составом или плёнками.
Птичий помет. Запредельная едкость
Водители знают, чем опасны птичьи экскременты, поэтому стараются удалять их с лкп сразу. Проблемы начинаются, если помет попадает на машину, которая, к примеру, долго стоит без движения. Если помёт сразу не смыть, он разъест лак, проникнет через базовый слой краски и даже окислит металл. Поэтому при обнаружении такую грязь нужно сразу полить колой и стереть хотя бы влажной салфеткой, а лучше смыть обычной водой или подручным моющим средством. Если на лаке проступят следы, не нужно пытаться их счистить. Лучше покажите их специалисту, чтобы он подсказал, как их лучше удалить. Чаще всего дефекты от помета удаляются полировкой.
Для борьбы с птичьим пометом существует много специальных средств. Если машина попала под мощную птичью атаку, нужно принимать срочные меры. Из подручных средств можно использовать ту же «Кока-колу» или похожий напиток. Если есть моющее для посуды, то можно применять и его тоже. Чем быстрее будет смыт помёт, тем меньше вреда он принесёт.
Если сразу не убрать птичий помёт, то на его месте могут остаться вот такие некрасивые следы. Дефекты такой глубины убираются только покраской.
Что нельзя использовать
При выведении пятна битума с одежды есть ряд методик, использование которых не приведет к ожидаемому результату, а в некоторых случаях могут и испортить вещь.
Прежде всего, надо помнить, что битум не является водорастворимым веществом, поэтому одной водой пятно не вывести. Стирка может помочь, особенно в случае свежих пятен, но при этом обязательно моющее средство или кислородный пятновыводитель.
Сильнодействующие растворители, такие как ацетон, нельзя использовать на деликатных тканях и синтетике. Средство может разъесть волокна, приводя вещь в негодность. Если все же растворитель применяется как крайняя мера, надо предварительно попробовать его на малозаметном участке с изнанки. Действовать следует предельно аккуратно, стараясь наносить только на пятно, не попадая на ткань вокруг.
Риск повредить испачканную одежду велик, если пытаться просто оторвать присохший битум.
Единственное, что можно сделать, так это срезать корочку острым ножом или лезвием бритвы, не задевая ткань.