Как подготовить покойника к погребению: правила обмывания

Омовение тела покойного – процедура строго обязательная и должна быть выполнена согласно правилам, которых люди придерживаются уже на протяжении многих веков. Если вы впервые сталкиваетесь с такой проблемой, то обратитесь за помощью к ритуальному агенту, как правило связаться с ними можно круглосуточно.

Можно ли родственникам мыть покойника

Обмывание – обязательный элемент для перехода души в новую жизнь. Помочь усопшему должна семья. Сложившаяся традиция позволяет мыть покойника близким родственникам, друзьям, специально обученным людям. Строгих ограничений не существует.

Рекомендации для обмывания:

  • следует подобрать людей одного пола с покойником;
  • желание участвовать в процессе;
  • молодым христианам, беременным женщинам, юным девушкам следует воздержаться от ритуала обмывания;
  • близким разрешается присутствовать в помещении без участия в процессе.

Организация похорон, подготовка производятся согласно устоявшимся традициям.

Во избежание конфликтных ситуаций сотрудники ритуальных служб рекомендуют придерживаться обрядов. Основным правилом для завершения процедуры является чистое тело. Если близкий человек не может прийти в себя после кончины, покойник обмывается специально обученными людьми.

Чистота мертвого является важным требованием для проведения похорон по причине веры, гигиены и эстетика. Грязное тело теряет презентабельный вид, издает неприятный запах. Процесс обусловлен разложением мягких тканей. Во время процессии из останков может вытекать кровь при наличии увечий, инфекции. В таких случаях рекомендуется не открывать крышку гроба. Верующие родственники приглашают батюшку для прочтения молитв.

Проведение омовения усопшего: правила и советы

Этапы:

  1. Все интимные места прикрываются простыней и моют накрытыми, предварительно укутав руки куском материи.
  2. Нос и рот не поласкают, а просто вытирают влажным клочком ткани.
  3. После выполнения всех вышеперечисленных пунктов можно приступить ко всем остальным участкам тела. Процедуру начинают с правой стороны и используют лист дикого сидра (ююба). Перед применением листья нужно измельчить, положить в воду и хорошо встряхивать сосуд до тех пор, пока в нем не появится пена.
  4. Этой пеной моют голову усопшего и все оставшиеся участки тела. При необходимости процедуру повторить несколько раз (верующие настаивают на том, чтобы это количество было обязательно нечетным).
  5. Когда покойного омывают в последний раз, в воду добавляется камфара (она способствует замедлению процесса разложения и отгоняет от тела покойного насекомых).
  6. Помните! При омовении не должны присутствовать дети и беременные женщины.

После процедуры тело вытирается и заворачивается в саван. Весь процесс выполнить несложно, но желательно делать это не дома.

Важные правила:

  • Спустя 60 минут после наступления смерти. За это время тело остывает и принимает правильное положение.
  • Процедура должна выполняться в светлое время суток. После заката делать это традиции не позволяют.
  • Воду следует вылить в безлюдном месте.
  • Мыло и полотенце после омовения нужно утилизировать (в 40 день с момента кончины).
  • Одежду, включая нательное белье, и постель на которой скончался человек нельзя отдавать или выбрасывать – ее следует сжечь (но после погребения).
  • Одевать усопшего нужно во все новое, а также проследить, чтобы размер одежды был ему впору. Если новых вещей нет, можно одеть ношенные, только чистые и не красного цвета. Желательно те, которые при жизни любил человек.
  • На шею покойного надевается крестик, даже если при жизни он его никогда не носил.
  • Если усопший при жизни был военным, то хоронить его желательно в форменной одежде и с наградами.
  • На лоб усопшего кладут венец, на котором изображены: Божья матерь, Иисус Христос и Иоанн Предтечи со словами Пресвятой песни.
  • В руки умершего вкладывают носовой платок с крестиком или иконкой.

Если человек умирает в церковный праздник, то при погребении соблюдаются определенные каноны. Знать их простой человек не может. Чтобы все было соблюдено правильно, следует доверить похороны тем людям, которые знают все тонкости и нюансы этой процедуры.

В вашей семье случилось горе и абсолютно нет никаких сил заниматься подготовкой к похоронам, тогда рекомендуем заказать полный спектр ритуальных . Это освободит вас от дополнительных стрессов, а стоимость услуги у нас ниже, чем в государственных агентствах.

+375 29 338-83-83

Источник: https://bel-ritual.by/info/kak-pravilno-myt-i-odevat-umershego

Как правильно обмыть в домашних условиях

Современный обряд проводится работниками морга или сотрудниками ритуального агентства. Если организовать процедуру не получается, обмыть покойника дома можно самостоятельно.

Для манипуляции необходимо подготовить помещение в квартире, определенные предметы:

  • клеенка, фартуки, перчатки, маски для защиты лица;
  • кувшин, мыло, губка, вода, полотенце;
  • одежда для покойника после обмывания.

Домашний обряд для православных христиан предполагает алгоритм действий:

  1. Снятие вещей.
  2. Обмывание.
  3. Облачение в одеяние, помещение трупа в гроб.

Правильное расположение тела на полу, специальной лавке упростит процедуру. Стол или другую поверхность следует застелить клеенкой, впитывающей тканью, положить тело ногами к дверям. Перед лицом можно расположить иконы. Необходимо подвязать челюсть полотенцем.

В помещении могут остаться родственники, которые не принимают участия в обмывании покойника.

Снять старую одежду беспрепятственно с тела иногда не получается. Можно воспользоваться ножницами. В целях гуманности и уважения интимные участки прикрывают тканью.

Традиция омовения в разных религиях

Процесс погребения определяется тем, к какой культуре и религии относится умерший. Правила ритуалов привязаны к конфессиям и несут глубокое символьное значение.

В исламе, например, омывают покойника неоднократно и с использованием специальных составов и благовоний. Тело мусульманина тщательно очищается, исключением является только очевидное повреждение останков, которое не допускает мытья или которое может возникнуть после омовения.


Традиция омовения в исламе

В буддизме нет особых принципов – мыть покойного нужно по верованиям конкретной этнической диаспоры или общины.

В православии и католицизме обмывание сопряжено с одеванием умершего в чистые белые или темные одежды. Целью всех обрядовых действий является очищение тела перед отпеванием христианина и преданию его земле.

Посмертное обмывание зависит от региона проживания покойника. Общей становится тенденция отказываться от архаичности. Подготовка усопшего и мытье имеет смысл, лишенный мистики – приготовить человека к последней встрече с живыми в процессе прощания и похорон. Услугу омовения часто заказывают в морге.

Что делать с мылом после покойника и куда выливать воду

После обмывания остаются вещи, которые нужно утилизировать:

  • мыло которым мыли покойника;
  • грязная вода;
  • кувшин;
  • гребень;
  • старая одежда;
  • клеенка, перчатки, маски, фартуки.

Предметы впитывают энергетику смерти. В древние времена существовал обряд от избавления вещей. Воду после обмывания выливают на угол дома, где ничего не растет. Люди верили, что если наступить на участок земли, здоровый человек примет болезнь.

Кувшин разбивают на части и выбрасывают в овраг. Можно оставить мелкие фрагменты на перекрестке дорог. Ритуал поможет избежать неприятностей, возвращения души покойника в мир живых людей. Мыло, гребень, полотенце и другие предметы следует закопать или сжечь.

Атрибуты, используемые для обмывания, могут применяться для совершения черной магии.

Существуют разные поверья:

  • чтение заговора над мылом, которое применялось в процессе обмывания, поможет при лечении болезней;
  • кусочек одежды покойника внутри дверного косяка прогонит беды;

Психология не отрицает энергетическую связь между живыми и предметами, которые использовались во время процедуры. Во избежание ночных кошмаров, конфликтных ситуаций с членами семьи специалисты советуют избавиться от всех атрибутов. Запрещается приносить в дом траурные венки после похорон. Применять предметы, используемые при обмывании в качестве оберегов запрещено.

Омытие тела покойного

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

[2] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

[3] Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

[5] Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.

[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.

[7] Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.

[8] Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».

[10] При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела — желательно (мустахаб).

[11] Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.

[12] ‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.

‘Аурат — это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин — от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин — все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.

[13] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.

[14] Желательно мыть прохладной водой.

[15] Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).

[16] Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.

[17] Один раз омыть все тело — обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру — желательно (сунна).

[18] Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.

[19] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 15.

[20] Если после смерти ногти или волосы были пострижены, то их заворачивают вместе с покойным в саван. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198.

[21] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 8 т. Т. 2. С. 458.

[22] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 8.

[23] Там же. С. 34.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 199.

[25] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Порядок совершения таяммума:

— начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

— произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;

— легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;

— один раз протереть ладонями лицо покойного;

— еще раз ударить по земляной поверхности;

— один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.

[26] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

[27] Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.

[28] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.

[29] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.

Нужно ли мыть полы, если покойника не заносили домой

Традиционно покойник должен побывать дома перед погребением на кладбище. С точки зрения религии, не заносить труп в жилище является грехом. Светские люди воспринимали процесс, как плохую примету.

После обмывания нужно провести дезинфекцию помещения. С помощью бытовой химии нужно вымыть пол, поверхности, проветрить комнату. Церковь говорит, что уборку можно делать через сорок дней. Отношение неверующих к похоронам предполагает нейтральное отношение к очищению жилища. Психологи советуют не придавать обмыванию и другим ритуалам мистический характер.

Если тело покойника было изувеченным или долго находилось в замкнутом помещении, рекомендуется вызвать клининговую службу для дезинфекции квартиры.

Статья проверена редакцией сайта

Как обмывать покойного дома?

Современный обряд проводится специально обученными сотрудниками в морге или ритуальном бюро. Если организовать процедуру сложно по каким-то причинам, необходимо обмыть тело дома.

Для этого семье усопшего понадобятся:

  • клеенка;
  • фартук;
  • перчатки и маска для лица;
  • чистая аккуратная одежда по размеру усопшего, в которой его будут хоронить;
  • кувшин или тазик, мыло, губки, полотенце.

Сперва с покойного снимаются вещи, затем проводится обмывание, а потом человека облачают в похоронные одежды и помещают труп в гроб.


Как обмывать покойного дома

Правильное расположение тела на столе или лавке может упростить задачу. Поверхность необходимо застелить клеенкой и одноразовыми простынями, впитывающими влагу. Тело кладут ногами к дверному проему. Челюсть усопшего подвязывают полотенцем.

Если одежду снять нелегко, ее можно разрезать. Интимные части тела из уважения к человеку прикрывают полотенцами.

Обмывание проводится просто: тряпочками, смоченными в воде, протираются участки кожи – бережно, без трения. Умершего переворачивают и моют его со спины.

Мыло с теплой водой быстро справляется с загрязнениями и кровью. Для затормаживания процессов разложения используют формалин. Православные священники иногда советуют использовать колодезную воду для обмывания.

Очищать нужно не одну только кожу, но и нос, рот, уши. Волосы надо вымыть или просто аккуратно расчесать. Если соблюдены все правила, то тело покойника сохраняет свежесть в течение пяти часов. Обязательно нужно учесть температуру воздуха в комнате, где стоит гроб, на улице в день похорон и накануне его. После омовения можно замедлить процессы с помощью холодного спирта: делается три укола с ним в ягодицы и шею.

Мужские костюмы нужно распарывать на спине, фиксировать на покойнике зажимами. Женские предметы гардероба надевают через голову. Обязательным элементом является белая рубашка. Если на женщину надевают платье, то его разрезают сбоку и скрепляют булавками.


Предметы гардероба

Пожилым людям нередко надевают белые перчатки для прощания. После всех мероприятий тело перекладывают в гроб.

Можно ли в гроб класть ремень

Случается, что усопший приходит к нам во сне и просит какую-нибудь вещь: очки, ремень, часы, носки и т. д. Такое происходит очень часто, когда о нем забывают, не поминают, не молятся о нем, не ставят свечи в церкви. Покойник просит не вещь, а молитву и праведные дела в его память. После таких снов необходимо посетить церковь, поставить заупокойную сечу, заказать сорокоуст и помолиться о душе усопшего. Желательно приобрести новую вещь, которую просит умерший, и отдать ее нуждающемуся человеку.

Правила личной защиты

Современные подходы облегчают некоторые ритуалы. Мытье полов проводят в резиновых перчатках. Вода впитывает в себя не только возможные загрязнения, пыль, но также негатив, страхи, отчаяние, испытываемое человеком на пороге смерти, его близкими. Нельзя, чтобы такая вода попадала на человека после уборки. Конечно, он может смыть ее посредством тщательного принятия душа, но, как отмечалось, обычные резиновые перчатки облегчат эту работу.

На время уборки и по ее окончанию следует открыть окна. Это полезно энергетически, а также рекомендуется в медицинских целях, поскольку проветривание – один из лучших способов обеззараживания помещений.

Какую икону кладут в гроб? Можно ли класть крестик в гроб

Согласно православному обычаю захоронения в руки покойника принято давать небольшой крестик, а на его груди располагают икону. С одной стороны, оставлять в гробу икону не рекомендуется: обычно перед захоронением икону убирают и хранят дома, выставляя в поминальные дни. С другой стороны, не считается нарушением обряда оставлять в гробу икону, это допустимо, однако, никакой пользы не приносит. В вопросе какую икону кладут в гроб женщине, мужчине нет ясного ответа. Бесспорно, это православные иконы зачастую божьей матери либо покровителя усопшего человека.

Что будет, если уборку помещения не произвести?

Мыть ли полы после покойника? Нередко родственники покойного бывают настолько погружены в трагедию, что не уделяют должного внимания такой элементарной процедуре, как мытье пола. Если полы не были помыты (просто не успели сразу или в помещении и так было чисто), то все равно желательно хотя бы провести сухую уборку, из помещения к двери вымести воображаемый мусор.

Если уборку помещения не произвести, то:

  • Считается, что душа будет посещать квартиру. И возможно, не из-за плохих побуждений, а просто из-за скуки или чтобы позвать с собой одного из родственников. Особенно если он сильно любил этого человека при жизни.
  • Душа может долго быть неприкаянной и не находить покоя. Не сможет быстро найти дорогу в загробный мир, если не перекрыть ей дорогу назад.
  • При мытье пола смывается вся негативная энергия от усопшего. Если уборку не произвести, то энергия останется в квартире и ничего хорошего жильцам не даст.

Какие правила нужно еще соблюдать на похоронах

Мытье пола — это не единственное, что следует знать при появлении в доме покойника. Беда может прийти, если не соблюдать следующие правила:

  1. Усопший не должен оставаться один в помещении. С ним обязательно должна присутствовать хотя бы одна женщина.
  2. Глаза покойного должны быть закрыты.
  3. Обязательно нужно закрыть все зеркала и предметы с зеркальной поверхностью (серванты, телевизор и так далее). Их можно открыть после 40-го дня. Иначе душа покойного может затеряться в зазеркалье и не сможет найти выхода.
  4. Двери должны быть открыты, чтобы душа могла покинуть помещение.
  5. Мыть тело родственникам запрещается. Омывать обязательно должны женщины. Использованная вода выливается за порог, ни в коем случае нельзя сливать в унитаз.
  6. Обязательно одевать усопшего в новую одежду, соответствующую сезону. То же касается обуви.
  7. Размер гроба не должен быть больше, чем сам усопший, не должно быть свободного места. Иначе, по поверьям, свободное место — это место для второго покойника.
  8. При выносе тела вначале выносят крышку гроба, а потом сам гроб.
  9. Выносят ногами вперед. Родственники идут возле головы покойного.
  10. Гроб нельзя нести родственникам покойного. Иначе это будет означать, что они рады его смерти и поэтому уносят его тело из квартиры.
  11. Полотенца, на которых несли покойного, нужно захоронить вместе с ним в могиле.
  12. В квартире не должны оставаться вещи с похорон, веревки, которыми связывали ноги, цветы, материал для обивки гроба и так далее.
  13. В гроб нельзя класть живые цветы.
  14. Нельзя оставлять на покойном украшений, особенно обручальных колец. Это будет сковывать душу усопшего. А кольцо может быть причиной, что душа вернется за супругом или супругой.
  15. При захоронении обязательно нужно бросить горсть земли. Первыми бросают близкие родственники.
  16. После мытья пола на место, где стоял гроб, необходимо положить острый предмет, это отрежет путь к смерти и возврату усопшего.
  17. Тряпку и веник после уборки необходимо выбросить.

Почему мыть сразу после выноса покойника?

Но если смотреть с рациональной точки зрения, то помыть пол и убрать в помещении нужно сразу после выноса тела. Для этого есть ряд обоснованных причин:

  • После похорон в квартире присутствует трупный запах. И если не производить уборку, то и мебель и личные вещи пропитаются этим запахом.
  • От запаха покойника могут появиться головные боли, у кого-то на специфический запах идет тошнота и так далее.
  • Уборка в помещении отвлекает от грустных мыслей.
  • Впереди будет 9-й и 40-й день. И будет не совсем эстетично принимать знакомых усопшего в грязном помещении.
  • Да и просто находиться в неубранном помещении вредно для здоровья. Накопившаяся пыль и грязь будут оседать в легких и наносить вред здоровью.

Как защитить свою семью, если увидел похороны?

Непонимание смерти, ее пугающие образы порождают массу примет и охранных действий. Вот несколько из них:

  • Если похоронная процессия проходит мимо дома, то нужно разбудить всех, даже маленьких детей. В народе считается, что во время прохождения похоронной процессии, душа покойного может забрать с собой того, кто спит.
  • Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией. Необходимо остановиться, снять шляпу и помолиться, чтобы не навлечь на себя беду.

Важно! Не забудьте побеспокоиться об оформлении могилы, ведь это — последняя дань близкому человеку. Узнайте все о том, когда ставят памятник после похорон и как правильно это сделать.

Мнение церкви

Священнослужители поддерживают процесс мытья полов после выноса покойного. Ими также отмечается следующее – если влажную уборку не получается затеять сразу, все равно нужно подмести пол, пусть наспех, главное – с мыслями о том, чтобы путь почившего был спокойным.

Внимание! Даже если почивший был атеистом, после него все равно моют полы, это поможет близким облегчить горечь утраты.

После покойного полы моют люди любой религии и национальности, в т. ч. и атеисты

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]