Как и чем смазать кулер ноутбука или стационарного компьютера


Чем смазать кулер

Для этого годится почти любая не очень густая и в то же время не слишком жидкая смазка. Подойдёт универсальная силиконовая, машинное масло для бытовой техники, ЦИАТИМ‑201, вазелин или автомобильное моторное масло.

А вот подсолнечное, оливковое и любое другое съедобное масло использовать ни в коем случае нельзя: оно быстро пересохнет и только ухудшит состояние вентилятора. Не берите и универсальное средство WD‑40, поскольку оно не является смазкой и совершенно не предназначено для подобных целей.

Принцип работы вентилятора

Большинство вентиляторов держатся на подшипниках скольжения, состоящих из вала, который вращается внутри цилиндра или втулки.

Цилиндр состоит из пористого металла, смазанного маслом. Когда вал начинает вращаться, часть масла с втулки перемещается ближе к валу, создавая масляную пленку. Так металлические части почти не соприкасаются, не повреждаются, и шум почти не слышен.

В идеальном случае внутри цилиндра всегда достаточно масла, и вентилятор не изнашивается. Но при некоторых издержках производства, например, если подшипник плохо склеен, часть масла испаряется. Тогда вентилятор станет работать медленнее, его части начнут тереться друг о друга и изнашиваться, компьютер будет перегреваться. Появится шум.

В таком случае следует капнуть в кулер одну каплю масла.

Как смазать кулер

Приготовьте всё необходимое

Вам понадобятся:

  • Отвёртка;
  • пинцет;
  • нож;
  • паяльник;
  • мягкая кисточка;
  • ватные палочки;
  • влажные салфетки;
  • нитки;
  • шприц;
  • спирт;
  • смазка.

Извлеките кулер

В зависимости от устройства процесс извлечения вентилятора будет иметь особенности. Но в любом случае потребуется разборка компьютера, что приведёт к потере гарантии на обслуживание. Имейте это в виду.

Из компьютера

В стационарных моделях достаточно отключить питание, снять боковую крышку, а затем отсоединить кабель кулера, выкрутить отвёрткой крепёжные винты и аккуратно достать вентилятор. Больше подробностей можно найти в нашей инструкции по очистке компьютера от пыли.

Из ноутбука

В портативных ПК не обойтись без полной разборки. Это довольно нетривиальная задача, особенно для тех, кто делает такое впервые. Лучше всего найти на YouTube инструкцию конкретно для вашей модели и внимательно изучить.

Общий алгоритм такой: вытаскиваются аккумулятор, оперативная память, накопитель, после чего снимается задняя крышка. Обычно этого достаточно для доступа к кулеру. Но в редких случаях придётся демонтировать ещё и переднюю панель. Нюансы процесса ищите в нашей инструкции по устранению пыли из ноутбуков.

Очистите кулер снаружи


Кадр: Bantu Tech Insight / YouTube
Когда вентилятор будет извлечён, первым делом необходимо привести его в порядок. Для этого смахните пыль с корпуса и лопастей мягкой кисточкой, а затем протрите всё начисто влажными салфетками или ватными палочками, смоченными в спирте.

Разберите кулер

Для смазки вентилятора нужен доступ к его валу. В зависимости от конструкции его можно получить разными способами. В самом простом случае достаточно отклеить стикер, а в самом сложном придётся повозиться со снятием крыльчатки или высверливанием отверстия, куда можно будет капнуть смазку.

На компьютере

Разборный кулер


Кадр: Murk Power / YouTube
Стандартный обслуживаемый вентилятор легко разобрать. Понять, что у вас именно такой, просто: переверните его крыльчаткой вниз и аккуратно подденьте острым ножом наклейку по центру корпуса. Если под ней есть резиновая заглушка, вам повезло.


Кадр: Murk Power / YouTube

Снимите эту пробку, подковырнув тонкой отвёрткой или иглой. Перед вами окажутся вал и втулка, которые можно смазать через отверстие.


Кадр: Murk Power / YouTube

Если крыльчатка вращается свободно, достаточно просто обработать вал. Если же кулер запинается, сначала нужно вычистить остатки старого, засохшего средства. Для этого аккуратно подденьте и снимите стопорную шайбу (белое разрезанное колечко), после чего вытащите крыльчатку вместе с валом.

Затем уберите скопившуюся грязь смоченной в спирте ватной палочкой и влажными салфетками.

Неразборный кулер

У вас именно такой, если под его наклейкой нет никакого намёка на съёмную пробку. Но это не значит, что кулер нельзя разобрать! Существует как минимум три способа.


Кадр: TopTenVideo / YouTube

Крыльчатку можно снять, выдавив из подшипника. Для этого переверните кулер, а затем, аккуратно и равномерно надавливая на лопасти поближе к центру, попытайтесь вытолкнуть деталь, чтобы открыть доступ к втулке для смазки. Здесь важно чувствовать нажим и не перестараться, чтобы не сломать лопасти. Если не получается, лучше воспользоваться другим методом.


Кадр: ZAG PC / YouTube

Ещё вариант, который чаще всего применяют для кулеров видеокарт, — сдёргивание крыльчатки. Сделайте из крепких ниток три петли и наденьте их на лопасти вентилятора, равномерно распределив по кругу. Сложите концы в один пучок и аккуратно потяните за него, слегка покачивая деталь из стороны в сторону и одновременно придерживая корпус. В первый раз элемент снимается с довольно большим усилием, но в последующие будет легко.


Кадр: Nitroxsenys / YouTube

Третий способ добраться до втулки — это высверливание отверстия в корпусе. Подойдёт, если вы не хотите или не можете снять крыльчатку. В таком случае возьмите сверло диаметром 1–1,5 миллиметра и, поставив его по центру с обратной стороны кулера, проделайте отверстие в пластике. Можете воспользоваться шуруповёртом, но очень аккуратно. Лучше попробовать вручную: сверлить там совсем немного.

На ноутбуке

Разборный кулер


Кадр: INERTICO Service / YouTube
В некоторых ноутбуках применяют кулеры с разборной конструкцией. Их легко распознать по винтам на крышке. Если у вас такой, выкрутите держатели отвёрткой, снимите верхнюю панель и просто вытащите крыльчатку.

Неразборный кулер


Кадр: INERTICO Service / YouTube
Часто миниатюрные кулеры делают неразборными. Вместо винтов используются пластиковые заклёпки, а крыльчатка не снимается просто так. В таком случае аккуратно срежьте пластиковые детали острым ножом и приподнимите верхнюю крышку, поддев тем же инструментом или тонкой отвёрткой.


Кадр: INERTICO Service / YouTube

Для снятия вала переверните вентилятор и пинцетом надавите на края круглого основания крыльчатки.

Нанесите смазку


Кадр: Murk Power / YouTube
Теперь, когда есть доступ к валу и втулке (подшипнику), можно смазать трущиеся поверхности. С помощью шприца или иным способом нанесите на детали по одной‑две капли средства. Покрутите крыльчатку, чтобы смазка разошлась по поверхностям, и добавьте ещё буквально одну каплю.

Соберите кулер и установите на место

На компьютере

Разборный кулер


Кадр: Murk Power / YouTube
На обслуживаемом кулере вставьте в корпус резиновую пробку, протрите пластик вокруг неё смоченной в спирте салфеткой, чтобы обезжирить, и верните на место наклейку. Если стикер не прикрепляется или повредился, его можно заменить кусочком хорошего скотча или изоленты.

Установите вентилятор в системный блок, вставьте разъём питания и прикрепите крышку.

Неразборный кулер

Если выдавливали или сдёргивали крыльчатку на необслуживаемом кулере, то её достаточно просто вернуть на место. Она удерживается магнитом, поэтому не выпадет, даже если вставляется довольно легко.


Кадр: TopTenVideo / YouTube

Если не трогали крыльчатку, а высверливали отверстие в корпусе, то протрите область вокруг дырки спиртом и заклейте скотчем или изолентой.

Верните кулер на место, подключите разъём питания и закрепите боковую крышку системного блока.

На ноутбуке

Разборный кулер


Кадр: INERTICO Service / YouTube
Вставьте на место крыльчатку с валом, прикройте конструкцию верхней крышкой и зафиксируйте её крепёжными винтами.

Установите вентилятор в ноутбук и соберите устройство.

Неразборный кулер


Кадр: INERTICO Service / YouTube
Установите крыльчатку в подшипник и проверьте, чтобы она свободно вращалась. Верните на место верхнюю часть корпуса, совместив срезанные штифты с отверстиями в крышке и защёлкнув их. Очистите паяльник, разогрейте его и слегка расплавьте штифты, чтобы сделать подобие заклёпок.

После этого верните кулер в ноутбук и соберите всю конструкцию.

Полезная информация

Порой случается так, что кулер блока питания шумит даже после смазки. Это говорит о том, что произошла более серьезная поломка. В таком случае можно отправиться в сервисный центр, чтобы попытаться его отремонтировать, или купить новый, что будет более целесообразно. Некоторые умельцы решаются полностью разобрать вентилятор, сняв катушку с обмоткой, магнит, и проводят разные манипуляции по починке. Стоит ли идти на такие ухищрения — решать каждому пользователю самостоятельно. Дело в том, что подобные действия могут дать обратный эффект – вентилятор станет работать еще хуже.

Иногда случае так, что кулер не крутится или шумит, и при этом пользователь при разборке обнаруживает, что никакой наклейки нет, и как добраться до оси — непонятно. Такая ситуация возникает чаще всего с видеокартами GeForce. Подобные вентиляторы называются неразборными, и, как видно из названия, вариантов для смазки здесь не предусмотрено. Лучшее решение — его просто поменять, но народная мудрость нашла способ решить проблему. В предполагаемом месте нахождения оси (по центру вентилятора) просверливается небольшая дырочка, и в нее закапывают масло. После этого ее заклеивают скотчем. Стоит отметить, что эффективность такого метода не доказана, и едва он является рациональным.

Убрать CD/DVD диск

Издавать шум может оставленный в дисководе CD-диск. Такое случается на ноутбуках устаревших моделей. Если пользователь забудет вынуть диск из устройства, то при каждом открытии проводника, он будет раскручиваться, издавать неприятный шум, а сам компьютер начнет немного подвисать.

Если шумит диск, который нужен в работе, то нужно достать его и осмотреть на наличие царапин и повреждений. Чаще всего треск системы происходит именно от них. Также тресканье может появляться из-за неровно наклеенной этикетки. Для решения проблемы можно установить специальные программы, которые помогут уменьшить скорость вращения CD-диска в процессе работы.

Процедура смазки системы охлаждения процессора

Разобрав кулер, приступают непосредственно к смазыванию его частей:

  1. Под резиновым кольцом находится втулка и ось вентилятора, которые требуется смазать. Наносят небольшое количество масла на ось вентилятора.
  2. Смазочное вещество должно покрывать ось, но не следует капать очень много, так как в противном случае, наложив резиновую пробку, жидкость может просочиться из углублений в сам корпус и запачкать его. Кроме того, на жирном месте не будет держаться снятая ранее этикетка. Избежать всего этого позволит использование медицинского шприца. Он поможет более равномерно распределить масло по всей поверхности. Смазочное вещество не должно быть густым, так как это будет препятствовать его вытеканию из шприца.
  3. Обработать маслом можно и внутреннюю часть вентилятора, но для этого его нужно полностью разобрать. Специалисты не рекомендуют делать это в домашних условиях, если нет уверенности, что такая тонкая работа не закончится порчей кулера.
  4. Теперь нужно вернуть резиновую пробку на прежнее место, проследив, чтобы смазочный материал не растекся и не запачкал корпус.
  5. Протирают корпус от остатков масла, а затем возвращают этикетку на место. Нередко после отклеивания она теряет форму или не хочет держаться на месте. В таком случае ее целесообразно заменить канцелярским скотчем. Вырезают кусочек такой же формы и размера.
  6. Собирают, устанавливают вентилятор, а в конце подключают к разъемам. Вот, собственно, и все.

Очистка кулера процессора положительно скажется на его работоспособности. Но нельзя забывать, что спустя определенный промежуток времени, из-за теплового воздействия смазочное вещество испарится — вот поэтому такая процедура должна проводиться на регулярной основе.

Настройка BIOS

Если сильно шумит вентилятор, и сильно гудит ноутбук, то юзеру потребуется настроить BIOS. Довольно часто обильный шум от гаджета исходит из-за некорректной работы БИОСа. Обычно с такими проблемами сталкиваются обладатели персональных компьютеров, но встречаются случаи выхода из строя BIOS и на ноутбуках.

Если после проверки процессов в диспетчере задач шум вентилятора в устройстве не уменьшился, то необходимо перезапустить систему. Когда гаджет будет прогружаться, пользователю следует нажать на клавишу F9 или F11. После этого откроется система БИОС. Далее нужно перейти в раздел «Power». В высветившемся окне нужно просмотреть следующие параметры:

  • q-fan Function. Возле этой строчки необходимо поставить значение Enabled в тех случаях, если вместо него стоит Disabled;
  • cpu target temperature. Это показатель, отвечающий за температуру системы. Многие мастера рекомендуют задавать в настройках значение 50 градусов. Если в BIOS заданы большие показатели, то проблема сильного шума скрывалась именно в этой причине.

Если вышеописанные меры не помогли, и устройство все также трещит, то необходимо попытаться очистить весь файловый «мусор» на нем.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости.
    Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости.
    Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания). Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя. Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200…300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1

или
SPO-2
).

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]