Основы правильного хранения автомобильного аккумулятора


В тёплое время года подавляющее большинство автовладельцев пользуются своим четырёхколёсным другом достаточно активно, но с наступлением холодов многие из них ставят автомобиль на прикол или резко уменьшают количество выездов.

Самой серьёзной проблемой для машины при длительном простое является падение ёмкости аккумулятора. Зимой она усугубляется из-за отрицательных температур, приводящих к увеличению тока саморазряда. В результате батарея в лучшем случае полностью разрядится, и если оставить её в таком состоянии, она попросту «умрёт». Увы, но подобные ситуации происходят с завидной регулярностью. Как же избежать подобной участи?

Правила хранения аккумуляторов

Аккумулятор – это миниатюрная электрохимическая лаборатория, основным действующим веществом которой является залитый в отдельные секции электролит.

При отсутствии внешних потребителей чисто теоретически заряд АКБ должен сохраняться неограниченно долго, однако на практике существует ток саморазряда, который и приводит к медленной потере ёмкости. Нарушение правил эксплуатации и хранения батарей ускоряет этот процесс, а полностью разряженные батареи подвержены разрушению пластин без возможности их восстановления. Вот почему при хранении аккумуляторных батарей так важно соблюдать общие правила, позволяющие минимизировать процессы саморазряда:

  • содержать АКБ необходимо в строго горизонтальном положении, и только в помещениях с вентиляцией, естественной или принудительной;
  • замедлению химических реакций саморазряда способствует содержание батарей при пониженной температуре;
  • если вы планируете поставить аккумулятор на длительное хранение, зарядите его до плотности не ниже 1,26-1,27 г/см3, при этом на электродах разность потенциалов разомкнутой цепи должна составлять не менее 12,6 В;
  • сливать электролит ни в коем случае нельзя;
  • повторные заправки уменьшают ёмкость АКБ, но существует режим консервации, который предусматривает слив электролита по определённому алгоритму с замещением его другой электрохимической жидкостью – борной кислотой.

Оставлять аккумуляторы без присмотра на длительное время не рекомендуется, причём для новых батарей этот срок составляет один год, после истечения которого необходимо сократить интервал осмотров до 3 месяцев. Помните, что полностью севшие АКБ быстро разрушаются из-за сульфатации пластин, которая замедляет процессы ионного обмена между положительными и отрицательными пластинами.

Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов

Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.

Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.


Принцип работы АКБ

Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.

Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:

  1. Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
  1. Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
  1. Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
  1. Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
  2. Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.

Где хранить аккумулятор

Как хранить, мы разобрались. А вот где – это вопрос, который волнует многих, особенно в зимнее время. Гараж или квартира? Давайте разбираться.

Для аккумулятора не имеет разницы, где стоять. Главное, чтобы соблюдались определённые требования по температурному режиму (об этом и так все знают), по влажности и освещённости.

Про температуру поговорим чуть позже, а сейчас расскажем, почему важны показатели влажности и освещённости.

Оказывается, сухой воздух – благоприятная среда для батареи. Чем он суше, тем медленнее будет идти разрядка. Почему так происходит? Влажный воздух способствует выпадению конденсата, который образует между электродами АКБ токопроводящий мостик. Пусть он будет крайне незначительным, но свою лепту в ускорение процесса разряда вносит.

Что касается условий освещённости, то идеальным решением будет затемнённое место хранения. Почему? Здесь всё просто: при попадании на корпус аккумулятора прямых солнечных лучей пластик пересушивается, становится ломким и подверженным растрескиванию.

Теперь о температуре. Считается, что морозы до минус 10 градусов аккумулятору не страшны, а при температуре свыше плюс 10 градусов процессы саморазряда протекают интенсивнее. Так что оптимальными считаются показатели в этом диапазоне.

Получается, что ответ на вопрос, можно ли хранить аккумулятор от машины дома, в квартире, будет положительным в редких случаях. Возможны проблемы и с температурой, и с освещённостью. Да и влажность в жилых помещениях обычно выше, чем в нежилых.

С другой стороны, неотапливаемый гараж в регионах с суровыми зимами тоже не вариант. Протекающая крыша также не будет способствовать длительному хранению батареи, так что идеальным местом для этого можно считать чулан, балкон, подвал или кладовку.

Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей

1.1. Отходы II класса опасности (высоко опасные)

— отработанные аккумуляторные батареи с неслитым электролитом – подлежат сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку.

1.2. Отработанная аккумуляторная батарея (АКБ)

– аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована..

1.3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе, опасна для окружающей среды кислотным отравлением. Загрязнение кислотой и свинцом (который тоже содержится в отработанных аккумуляторах) малопоправимы и оказывают негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека – свинцовое отравление (перевозбудимость, быстрая утомляемость организма).

Условия хранения отработанных аккумуляторных батарей

2.1. Сбор отработанных АКБ осуществляется на месте их образования. Сбор осуществляется раздельно от других отходов производства и потребления.

2.2. При сборе отработанных АКБ следует соблюдать условие герметичности аккумулятора, во избежание вытекания электролита (следить за тем чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты).

2.3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.

2.4. Отработанные АКБ должны храниться в специально предназначенном для этого помещении. Помещение должно быть удалено от административно – бытовых зданий.

2.5. Отработанные АКБ, как отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре (мет. бочка, мет. контейнер, дер. коробка и др.), которая должна стоять на специальном поддоне, исключающем пролитие электролита (края поддона не меньше 5 см).

2.6. В помещении, предназначенном для хранения отработанных АКБ, пол должен быть сделан из материала устойчивого в отношении химического воздействия, и не допускать сорбцию вредных веществ (кислотоустойчив).

2.7. Помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ должно иметь возможность проветриваться. Должна быть предусмотрена система приточно- вытяжной вентиляции.

2.8. Исключить попадание воды и посторонних предметов в тару и помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ.

2.9. Слив электролита с отработанного АКБ производить только на поддоне, для исключения возможности его пролива и загрязнения ОС.

2.10. Для ликвидации возможной аварийной ситуации, связанной с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.

2.11. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует засыпать опилками, затем опилки собрать и удалить из помещения. Места, где был разлит электролит, нейтрализовать раствором кальцинированной соды, затем промыть водой и досуха вытереть тряпкой. Все работы производить в перчатках. Перед удалением электролита в канализацию его следует нейтрализовать раствором кальцинированной соды.

2.12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Хранение в местах, к которым имеют доступ дети; Хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом; Хранение вместе с другими отходами.

Учёт отработанных аккумуляторных батарей

3.1. Учёт наличия и движения отработанных АКБ организуется на всех предприятиях (организациях, учреждениях) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3.2. Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение целых АКБ отработанных АКБ. Примерная форма журнала учёта движения АКБ и свинецсодержащих изделий на предприятии приведены в приложении № 3.1.

3.3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

3.4. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом (на промышленной базе, на участке строительства). Вносятся данные о поступивших целых и отработанных АКБ. Обязательно указывается марка АКБ, количество, дата приёмки и лицо которое принесло АКБ.

Порядок сдачи и перевозки отработанных аккумуляторных батарей

4.1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в _______________________________________________

(организация, в которую передаются отходы)

по мере накопления, но не реже 1 раза за отчётный период.

4.2. Отработанные АКБ принимаются очищенными от грязи и мусора.

4.3. Перевозка отработанных АКБ на склад _______________________________________________

Как хранить аккумулятор автомобиля

Наконец, рассмотрим вопрос, как хранить автомобильный аккумулятор. Снять его с машины и просто поставить на пол в подходящем месте – не вариант, поскольку перед этим над батареей необходимо произвести некоторые манипуляции, способствующие продлению сроков его консервации.

Первое правило – АКБ нужно зарядить до напряжения на клеммных выводах, лежащего в диапазоне 12,4-12,6 В. Правило №2 – избавьте корпус и клеммы батареи от грязи, моторного масла, остатков электролита и других загрязнителей, коих в моторном отсеке предостаточно. Особенно внимательно отнеситесь к чистоте самих клемм и пространства между ними. После очистки нужно обязательно протереть эти места сухой тряпкой, чтобы обезопасить источник питания от токопроводящих мостиков.

Третье правило – смажьте после первых двух манипуляций клеммы смазкой или техническим вазелином – они защитят металл от окисления.

Наконец, проследите, чтобы батарея стояла в строго горизонтальной плоскости. Любой наклон может оголить пластины, и они начнут ускоренно разрушаться. Допускать такого сценария нельзя.

Нормальным считается уровень саморазряда автоаккумулятора в пределах 1%/месяц. При таких темпах за зиму с вашей АКБ ничего не случится, и весной вы даже не заметите, что она простояла три долгих месяца.

Условия для сохранения батареи

Аккумулятор нужно хранить при плюсовой температуре. Оптимально — при 10-12℃. Максимально допустимый предел: 20 ℃.

Важно не допускать резких перепадов температур, так как это отрицательно влияет на работу батареи.

Темное, прохладное, проветриваемое место — лучшее для аккумуляторов. При попадании солнечных лучей уплотнительные прокладки теряют свои эксплуатационные характеристики.

Не допускается переворачивание прибора или горизонтальное положение. Устройство помещают только на ровное место, не допуская наклона в сторону и изменению уровня электролита в банках.

При хранении раствор должен полностью покрывать пластины, только так они не потеряют свои свойства.

На аккумуляторную батарею нельзя ставить какие-либо предметы. Это может привести к поломке.

Долгое время не обслуживаемый, не используемый в авто акб необходимо заряжать, проверять его техническое состояние: уровень электролита в банках, очищать металлические детали от окиси.

При одновременном хранении щелочных (Ni-mh, Ni-cd) и кислотных (свинцовых) акб их нельзя ставить вместе.

Регулярно необходимо очищать батареи от солевых отложений, образующихся на клеммах и пластинах.

Особенности хранения новой батареи

Бывает такое, что источник питания куплен, но автовладелец не спешит его устанавливать, поскольку хочет выжать из старой батареи максимум.

Как правильно хранить новый аккумулятор для авто?

Начнём с того, что сегодня в продаже встречаются и полностью заправленные электролитом АКБ, и сухозаряженные. В отношении хранения последних никаких особых рекомендаций нет, достаточно того, чтобы помещение было сухим, проветриваемым и без попадания на аккумулятор прямых солнечных лучей.

В отношении АКБ с электролитом появляются дополнительные условия:

  • устройство должно быть заряжено;
  • помещать его нужно горизонтально;
  • к прочим условиям по помещению добавляется его проветриваемость;
  • при хранении периодически необходимо контролировать уровень зарядка и плотности и при необходимости выполнять их корректировку.

При использовании современных технологий изготовления автоаккумуляторов новые изделия обладают высокими сроками сохранения заряда после первичной зарядки и характеризуются низким показателем саморазряда, и если продавец хранит АКБ на складе, где соблюдаются перечисленные выше требования, батарея длительное время будет соответствовать заявленным производителем показателям.

Кстати, гарантийный срок отсчитывается не с даты изготовления аккумулятора, а с момента продажи конечному потребителю, поэтому производители заинтересованы в улучшении инфраструктуры, касающейся поставок продукции дилерам.

Если вы покупаете батарею, посмотрите на дату её изготовления: максимальные рекомендуемые сроки для автоаккумуляторов:

  • кальциевые – 18 месяцев;
  • гибридные – 12 месяцев;
  • сухозаряженные – 36 месяцев.

Но не ограничивайтесь только этим, потребуйте от продавца измерить НРЦ, а также протестировать батарею на сульфатирование.

Что влияет срок хранения

Состояние и рабочие характеристики автомобильной АКБ зависят от следующих факторов:

  1. Степень износа. Чем дольше эксплуатируется, тем быстрее теряется ёмкость. Обычно срок эксплуатации не превышает 10 лет.
  2. Уровень заряда. Долговременно хранить нужно в заряженном состоянии.
  3. Температура. Нужно содержать в относительно прохладном месте, не слишком жарком или холодном.
  4. Влажность. Должен находиться в сухом, хорошо проветриваемом месте.
  5. Тип конструкции. Для аккумуляторов разных видов предусмотрены различные сроки годности и хранения.

Допустимо ли хранить АКБ на морозе

В вопросе, где лучше хранить автомобильный аккумулятор зимой, до сих пор среди определённой части автомобилистов нет ясности. Известно, что сильно охлаждённый электролит не проявляет электрохимической активности, поэтому и завести мотор в морозы намного сложнее. Но с точки зрения уменьшения саморазряда низкие температуры – это благо. Главное, по максимуму зарядить батарею перед постановкой на хранение.

Но слишком низкие температуры вредны для батареи – они вызывают замерзание воды, из-за чего токопроводимость электролита резко снижается, а процесс сульфатации пластин ускоряется. Чтобы избавить аккумулятор от таких проблем, его утепляют. Самым простым и эффективным средством для этих целей можно назвать термочехол – такие аксессуары продаются в автомагазинах. В качестве дополнительной меры используют утепление моторного отсека со стороны радиаторной решётки. Не следует забывать, что зимнее хранение автоаккумулятора требует более частого контроля его состояния.

Мы уже рассказывали выше, при какой температуре допустимо хранить аккумулятор автомобиля, но напомним эти цифры для лучшего запоминания: от -10ºС до +10ºС.

В каком состоянии лучше ставить аккумулятор на хранение

Тот факт, что новые сухозаряженные батареи имеют втрое больший срок хранения, не означает, что при постановке на длительную консервацию уже бывшей в употреблении АКБ можно слить электролит – этот как раз приведёт к быстрой смерти устройства. К таким же результатам приведёт длительный простой батареи в разряженном состоянии.

Как хранить аккумулятор, заряженным или разряженным, какое должно быть рабочее напряжение, плотность электролита, ток утечки – все эти сведения приводятся в инструкции к батарее.

Обязательное условие – чистота корпуса, клемм и крышки АКБ, отсутствие подтёков технических жидкостей. Устанавливать батарею нужно в таком месте, чтобы исключить её повреждения от случайных ударов.

Подготовка к эксплуатации после хранения

Весной, если акб долго стоял, нужно будет прочистить клеммы и зарядить до максимума батарею.

Если аккумуляторная батарея старая, то после долгого перерыва в эксплуатации в нем могли образоваться продукты распада электролита. Поэтому перед установкой в машину, его необходимо промыть чистой дистиллированной водой.

Для этого нужно:

  • зарядить акб до максимального уровня;
  • аккуратно (не полностью!) слить электролит, стараясь не повредить клеммы и не допустить замыкания батареи;
  • промыть чистой водой, вымыв оттуда грязь;
  • дать высохнуть;
  • залить электролит в емкость и плотно закрыть пробками;
  • вставить в автомобиль.

Для того, чтобы акб восстановилась после хранения, нужно поездить на авто 1-1.5 часа.

Сколько можно хранить автоаккумулятор без подзарядки

Показатель саморазряда батареи – величина динамическая, зависящая от множества параметров: типа АКБ, остаточной ёмкости, срока службы и пр. Если речь идёт о новых батареях, ни разу не устанавливавшихся на автомобиль, то о сроках хранения таких аккумуляторов до начала эксплуатации мы рассказывали выше. Что касается аккумуляторов, прослуживших не более 12 месяцев, то при их хранении контроль основных показателей нужно производить с периодичностью раз в три месяца.

Для возрастных АКБ этот срок уменьшается соответственно возрасту батареи. Если условия хранения не слишком подходящие (высокая влажность, слишком низкая или высокая температура), саморазряд протекает быстрее, поэтому и контролировать состояние устройства нужно чаще.

Но есть проверенный метод позволяющий хранить автоаккумуляторы длительное время без необходимости контроля параметров. Речь идёт о замещении электролита раствором борной кислоты. Сама процедура несложна, но требует аккуратности:

  • из полностью заряженного аккумулятора медленно сливаем электролит;
  • промываем банки дистиллированной водой;
  • заливаем раствор борной кислоты в таком же объёме, как электролит.

Срок хранения АКБ с борной кислотой при температуре около 0°С без подзарядки составляет несколько лет, при иных температурных режимах он уменьшается. Остальные условия хранения не отличаются от стандартных.

Сухой или мокрый

Для начала хочу сказать пару слов о новых аккумуляторах, какие лучше сухозаряженные или же «мокрый» вариант? Конечно не совсем по теме, но отметить стоит, все же меня многие спрашивают – а как хранятся новые АКБ?

«Сухой» – как правило, это старые обслуживаемые аккумуляторы, сухими их хранили на складах достаточно долгое время. ТО есть внутри не было залито электролита и батарея находилась в темном сухом и теплом помещении. Храниться такие АКБ могли достаточно долго, единственные минусы, это окисление пластин (хотя они из свинца, но это же металл), однако если держать определенные условия – низкая влажность и температура около 15 градусов Цельсия, то такие варианты могли храниться по несколько лет.

«Мокрый» или «заправленный» — это современный вариант. ТО есть в аккумулятор уже залит электролит, он заряжен, и сверху запечатан – это необслуживаемый вариант. Их хранить намного тяжелее, во-первых, нужно следить за плотностью электролита, чтобы она не падала (благо у современных батарей есть специальные «зеленые глазки»). Во-вторых, нужно всегда следить за уровнем напряжения, нельзя допускать разряда даже до 12Вольт, это может спровоцировать сульфатацию. В-третьих, электролит конечно испариться не может (из-за того что банки герметичны), но возможно оседание серной кислоты, от длительного простоя, это также не очень хорошо.

Конечно, для конечного пользователя идеален необслуживаемый вариант, не нужно «париться», заливать дистиллированную воду в банки, да и следить практически не нужно, поставил и забыл на 3 – 5 лет. НО вот перед продажей такие АКБ, также нужно отслеживать и идеально, чтобы они были выпушены месяц или два — три назад. В противном случае можно взять прошлогодний, который хранился не правильно, это может уменьшить его емкость, даже при неиспользовании по назначению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]