Хрустальная посуда имеет ценность уже несколько веков и стоимость хрусталя не падает, напротив, теперь ручной труд стал стоить еще дороже. А вы знаете как делают хрусталь и как отличить хрусталь от стекла? Известно ли вам, что бывает цветной хрусталь и двухслойный хрусталь-венец стекольного искусства?
Не представляю себе женщину равнодушную к красивой посуде, а хрустальная посуда очень красивая и к тому же дорогая, это всегда добавляет «красоты». Хрустальные бокалы, рюмки, вазы…Посуда из хрусталя обладает особой энергетикой, теплом, к ней приятно прикасаться.
Роскошные хрустальные бокалы всегда отличный подарок, интернет-магазин посуды Posud:meister.ua предлагает высокого качества посуду из хрусталя и стекла.
Как отличить стекло от хрусталя
Классический хрусталь содержит -24% окисида свинца, в некоторых изделиях этого вещества бывает до 30%.
Согласно Европейским стандартам стеклянное изделие, которое содержит оксида свинца:
- менее 4% не является хрусталем и относится к категории «стекло»
- более 10% относится к категории «хрустальное стекло»
- 24% — «хрусталь»
- более 30% -«хрусталь с высоким содержанием оксида свинца»
Известный богемский хрусталь не содержит оксида свинца, вместо него добавляют калиево-кальциевое стекло, так же бывает бариевый хрусталь.
Для чего же все эти добавки? Оксид свинца добавляет благородства готовому изделию, оно получает «голос», нежное звучание от соприкосновения, его цвет абсолютно прозрачный, на ощупь изделия из хрусталя кажутся теплыми и приятными, на солнце хрустальные изделия особенно переливаются и сверкают. Всеми этими качествами могут обладать только изделия их хрусталя.
Цветной хрусталь и двухслойный хрусталь
Менее известен цветной хрусталь, изделия из цветного хрусталя обладают всеми качествами хрусталя. Что бы дать хрусталю цвет на стадии изготовления добавляют различные окиси металлов, дающие красивые цвета -чистый синий цвет, розовый, зеленый, фиолетовый.
Наибольшую ценность имеет накладной хрусталь, его можно назвать художественным произведением стекольного искусства. Такой хрусталь имеет два слоя, один из них цветной, а другой прозрачный. Когда изделие готово, художник во время огранки снимает верхний цветной слой хрусталя и появляются прозрачные грани. Высокохудожественная огранка может быть выполнена только профессионалом самого высокого уровня, это должен быть виртуоз в своем деле. Потому изделия из двухслойного хрусталя самые дорогие в своем виде.
Новое в блогах
В пятидесяти километрах от Брянска расположен небольшой город Дятьково. Широкой публике он известен в связи с производством мебели. А второе градообразующиее предприятие — дятьковский хрустальный завод.
Когда-то в XVIII веке по организационным причинам крупное хрустальное производство, принадлежащее семье Мальцовых, было разнесено по двум территориям: Гусь Хрустальный и Дятьково. До сих пор эти пункты славны хрусталем.
Удивительно, что в Дятьково до сих пор, несмотря на все лихолетье после развала СССР, постоянно работает производство. Кроме того, в городе есть музей хрусталя, сотрудники которого водят любознательных туристов не только по залам с бокалами, но и в сами производственные цеха. Это очень интересно!
В цехах жарко и шумно. История начинается в первом цеху. Мастер берет специальной трубкой каплю расплавленной массы:
Затем, поддувая воздух, начинает вращать трубку, придавая изделию форму пузыря. Раньше стекло надували, используя силу легких — дули в трубку. Сейчас на рукояти есть резиновая помпа, воздух можно подавать нажатием руки.
Изделие опускают в форму:
Для новых моделей делают временные деревянные формы — их хватает на 10-12 изделий. Для вошедших в производство — металлические.
Получается вот что:
Другой мастер снимает заготовку, отделяет верхнюю часть. Всё «лишнее» стекло идет в переплавку.
Разогревает край изделия и подравнивает его, делает носик и придает особую форму, если нужно.
Очень интересно делают ручки для кувшинов: Один из мастеров сверху подает каплю горячей массы. Второй мастер помогает ему попасть в правильное место, в нижнюю точку крепления ручки и тела кувшина.
Потом огненный столб расплавленной хрустальной массы перерезается:
И быстрым движением прикрепляется во второй точке:
А вот делают носик — одно движение снизу вверх. Мастера работают очень подолгу и имеют узкую специализацию. Каждое движение ювелирное.
Готовое изделие закаляется в печи:
На крупных изделиях (например, какие-то огромные вазы) работают по двое:
Иногда мелочь прямо в виде заготовок транспортируют. В центре изделия видно отверстие от трубки. Эту верхнюю часть потом срежут и получится что-то вроде розеток для варенья.
А в соседнем цеху на изделия наносят рисунок — для этого используется специальные алмазные резаки.
Рабочее место мастера. Подушечки под локти и алмазный вращающийся диск по центру — для нанесения рисунка-узора.
После нанесения узор матовый, для получения гладкости и глянцевости изделие обрабатывают раствором кислот.
И получается что-то такое. Например — крысиный сервиз:
Музей хрусталя в Дятьково
Хрустальный колокол
Экспонаты
В хрустальной церкви Дятьково
Рейтинг производителей хрустальной посуды
Наш список составлен на основе отзывов покупателей и рекомендаций экспертов.
Lalique
Французский бренд, который известен на международном рынке стеклодувных изделий более 130 лет. Он сегодня выпускает не только посуду из натурального хрусталя и хрустального стекла, а и всевозможные предметы декора и люстры.
Огранка и дизайн бокалов Lalique особенно ценятся любителями элитных горячительных напитков. Хорошее шампанское, вино многолетней выдержки, коньяк приятней пить из красивой празднично выглядящей посуды.
Bohemia
Знаменитый чешский хрусталь, известный еще с советских времен. И сегодня бокалы и рюмки не теряют своей популярности, их хранят на самом видном месте, используют для праздничной сервировки.
История появления и свойства хрусталя
Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный «голос», прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.
Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.
Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.
Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета — добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.
Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \»алмазная грань\»), шлифовкой. После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.
Что придает цвет?
Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.
Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.
Особенности ухода
Моющие средства с крупной и твердой фракцией не используются для чистки хрусталя. Они царапают этот природный материал. Свежие и высохшие остатки пищи и другие загрязнения с хрустальной посуды удаляют с помощью простого мыльного раствора. В него опускают предметы и оставляют на пару минут, а затем протирают мягкой губкой и ополаскивают водой.
Сильно въевшуюся грязь разрешено удалять с помощью поваренной соли.
Посуду, переливающуюся на солнце всеми цветами радуги, моют вручную. Ее не желательно ставить в посудомойку вместе с кастрюлями, сковородками и остальной кухонной утварью. Контрастный душ, сильно горячая или ледяная вода ей также противопоказаны.
Хрусталь обожает, чтобы его после мойки аккуратно протирали сухим мягким полотенцем или салфеткой. Ставить друг на друга хрустальные стаканы, рюмки и фужеры нельзя, так как нижние предметы под весом верхних могут попросту треснуть.
Хрустальное стекло
Хрустальное стекло
— это свинцово-силикатное стекло, содержащее 13-23 % оксидов свинца и до 17 % оксидов калия. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия. Оно обладает повышенными плотностью, прозрачностью, лучепреломляемостью и блеском, но меньшей термостойкостью по сравнению с другими видами стекол. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, изделия из хрусталя отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Обладают красивым звоном. Хрусталем называется также высококачественное венецианское и чешское стекло. Стиль художественного стекла (хрусталь) — торжественно-парадный, сувенирно-подарочный. Способы обработки изделий из хрусталя: гравировка , огранка , резьба , шлифовка .
Добавление оксида свинца к стеклянной массе практиковалось ещё на заре стеклоделия, в древнем Египте и Месопотамии . Тем не менее, хрусталь в более или менее современной форме был получен только в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом (George Ravenscroft).
Хрусталь — это
Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.
История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.
Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.
Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя.