Порядок проведения генеральных и текущих уборок в ЛПУ

Существует множество объектов, на которых проведение генеральной уборки регламентируется законодательно. Если в офисе, на промышленном объекте или частном предприятии генеральная уборка помещений может проводиться по мере надобности, то на предприятиях общественного питания, в детских, медицинских учреждениях, предприятиях пищевой, фармацевтической промышленности требования к качеству и срокам указаны в СНиП.

Инвентарь и чистящие средства

Поскольку целью уборки в ЛПУ является не только удаление загрязнений, но и обеззараживание поверхностей, то для работы потребуются профессиональные чистящие средства и специальные дезинфицирующие растворы, обладающие противомикробным и противобактериальным эффектом. Кроме того, для каждого вида работы необходим специальный инвентарь:

  • по 2 тары для обработки поверхностей (для мытья пола, стен, оборудования, мебели);
  • тара для мытья окон;
  • 2 швабры (для стен и пола);
  • 2 ветоши (стерильная и нестерильная);
  • тряпка для пола;
  • 2 ерша для радиаторов;
  • бактерицидная лампа;
  • спецодежда (перчатки, фартук, халат, маска, колпак) и спецобувь.

На предметах многократного использования должны стоять маркировки, указывающие на их назначение. Что касается стерильной ветоши, то она потребуется для проведения генеральной уборки асептических и режимных кабинетов.

При работе с дезинфицирующими растворами нужно соблюдать правила безопасности согласно указаниям на упаковке. Приготовление растворов необходимо производить, соблюдая стандарты и рекомендации, указанные в инструкции. В среднем расход таких средств равен 100— 150 мл на 1 квадратный метр поверхностей.

Генеральная уборка отделения в больнице: Алгоритм

Итак, принимаемся генералить в отделении стационара.

Наводится ли генеральная чистота еженедельно или раз в месяц, алгоритм практически один и тот же для всех отделений.

А вот комплекты маркированного инвентаря для каждого свои, в зависимости от режима работы и назначения отделения.

Первоначально проверяем, имеется ли весь нужный нам инструментарий и предназначенные для уборки антисептики.

Не забываем об отключении электроприборов от сети. Это касается и кварцевых ламп в том числе.

Освобождаем кабинеты от мебели и оборудования по максимуму, или же сдвигаем к центру комнаты.

В палатах отодвигаются кровати от стен, укрываются специальными клеенчатыми тканями. На это время пациентов не должно быть в помещении.

Облачаемся в специальную экипировку. Убираем и выбрасываем из помещения мусор. Готовим и разливаем растворы по емкостям.

Подвергаем опрыскиванию антисептиком из распылителя двери, окна, подоконники, оборудование, мебель, протирая салфетками.

Не забываем о лампах освещения, которые рекомендуют чистить медицинским спиртом и ветошью, которая должна быть сухой.

Самая трудоемкая процедура – обработка батарей отопления.

Ершиками обрабатываем как сам радиатор, так и пространство за ним, где особенно любит скапливаться пыль. Антисептическими средствами моем пол.

Все манипуляции проводятся при закрытых дверях, но желательно по возможности открывать на время уборки окна, если это не холодное время года.

Теперь полчаса можно передохнуть и сменить одежду на стерильный комплект. Не забываем продезинфицировать обувь раствором.

Дальше в дело вступает водопроводная вода, которой промываются все обработанные антисептиками поверхности. Затем их вытираем насухо.

Остается вымыть чистой водой полы и включить на час кварцевые лампы.

После проветривания помещений еще раз, уже в течение получаса, обеззараживаем их бактерицидными облучателями.

Что касается подушек, матрацев, мягких обшивок мебели, то их очищают при помощи выбивания, предварительно накрыв влажной тканью, либо спецраствором.

Правда, в клининговых компаниях имеются более современные методы, которые позволяют избежать лишних трудозатрат и провести очищение на высоком уровне.

Осталось только обработать инструментарий: дезинфицируем, промываем, сушим. Комплекты экипировки сдаются для стирки в прачечную и на стерильную обработку.

Записываем в предназначенный для этого журнал дату и время проведения процедуры генуборки в отделении.

Порядок проведения генеральной уборки

Текущее наведение порядка

Текущая уборка в ЛПУ представляет собой влажную уборку всех поверхностей с применением специальных средств. Частота проведения процедуры зависит от назначения помещения. Так, в послеоперационных палатах, перевязочных и палатах интенсивной терапии текущая уборка должна выполняться 2 раза, в терапевтических палатах — 1 раз, а в палатах для новорожденных — 3 раза в сутки. Работы следует выполнять по указанному порядку. Алгоритм проведения текущей уборки в ЛПУ выглядит следующим образом:

  1. Надеть спецодежду и спецобувь.
  2. Обработать дезинфицирующим раствором поверхности (оборудование, стены, мебель, двери, раковины).
  3. Промыть поверхности, используя емкость с чистой водой.
  4. Вымыть пол приемом «двух ведер».
  5. Провести кварцевание помещения.
  6. Обработать дезинфицирующими средствами инвентарь и ветошь, промыть их чистой водой и просушить.

Рекомендуем: График проветривания в школе по СанПиН и его образец

Для мытья пола приемом «двух ведер» потребуется две емкости. Первая заполняется водой с антисептическим средством, вторая — обычной водопроводной водой. Работа начинается с мытья пола уборочной ветошью, смоченной в первой емкости, затем тряпка прополаскивается во второй емкости и используется для повторного промывания того же участка пола.

Для контроля работы бактерицидных ламп необходимо вести журнал учета. После окончания кварцевания проводится проветривание. Закрыть окна (форточки) можно только тогда, когда полностью пропадет запах озона.

Санитарные нормы и правила проведения уборки

Согласно требованиям санитарных норм, генеральная уборка проводится не реже одного раза в месяц
Согласно СОП по уборке помещений в ЛПУ (СП 3.5.1378-03 и СанПиН 2.1.3.2630-10) график проведения описываемых мероприятий должна составлять администрация медицинского учреждения с учетом соответствующего профиля больницы. По существующим нормам генеральная уборка должна проводиться не реже одного раза в месяц во всех кабинетах врачей, в палатах больных, в процедурных комнатах, в коридорах. Дезинфекции подлежит все: все горизонтальные и вертикальные поверхности, стены, пол, потолок, светильники и используемый инвентарь.

В операционных блоках, родильных отделениях, перевязочных комнатах, там, где проводится стерилизация инструмента, плановая полная дезинфекция проводится раз в неделю. Администрация заранее составляет график генеральной уборки помещений – образец его заполнения спускается сверху надзорными органами. Отчет о проделанной работе ведет старшая медицинская сестра. Принимает и проверяет соответствие с реальными результатами заведующий отделением. Проделанная работа фиксируется в специальном журнале.

Внеплановые мероприятия осуществляются сразу после получения неудовлетворительных результатов проверки стерильности и микробной обсемененности внешней среды. Соответствующие записи делаются в журналах

Больше, чем просто уборка

На самом деле генеральная уборка — это не только про чистый дом, это ещё и про чистую голову. Освобождая свое пространство от пыли и ненужных вещей, вы наводите порядок и внутри себя, становитесь спокойнее, собраннее. Заметьте, как только вы убрались, настроение сразу становится лучше, хочется активнее делать дела и принимать важные решения. И чем чище пространство вокруг, тем больше простора для новых идей внутри вас. Все должно быть по полочкам! Чердак поможет избавиться от лишнего и привести в порядок ваш дом, чтобы в нём было чисто и свежо. Оставьте себе уют, а вещи — на Чердак.

Проверка качества: чек-лист для владельца

Вне зависимости от того, кто проводит уборку в салоне – клининговая служба, уборщица или сотрудники своими силами, ответственный за дезинфекционный режим сотрудник или владелец салона красоты должен принять работу и проверить качество выполнения.

Аспекты проверки:

  • паутина на потолках, в углах, за мебелью;
  • очищены ли мусорные корзины;
  • чистота поверхностей – шкафов, полок, тумб;
  • чистота стен;
  • пыль на оргтехнике – мониторе, телефоне, принтере;
  • мебель – стулья, столы, кресла;
  • двери – откосы, ручки, стекла;
  • выключатели и розетки;
  • полы, плинтуса;
  • решетка радиаторов.

Пример чек-листа можешь скачать в приложенном файле и распечатать для дальнейшего использования.

Чек-листы контроля ежедневной и генеральной уборок

Совет: периодически меняй аспекты проверки, чтобы избежать ситуации, когда уборку проводят только в проверяемых местах.

Дезинфекция отходов

Если салон красоты не оказывает медицинские услуги, то в результате его работы образуются отходы класса Б и В, однако дезинфекции некоторые из них все равно подвергаются. Об этом вскользь упомянуто в СанПиН в пункте 9.20.

Помимо одноразовых непромокаемых салфеток, обязательной дезинфекции подвергаются все расходники, которые контактировали с кожей человека:

  • Одноразовые пилки, бафы;
  • Апельсиновые палочки;
  • Сменные файлы с основ;
  • Салфетки, которыми снимается гель-лак;
  • Ватные палочки и микробраши, которыми останавливали кровь при порезах;
  • Салфетки и простыни для маникюра и педикюра;
  • Перчатки и маски для клиентов;
  • Бахилы.

Для таких отходов должно быть предусмотрено отдельное ведро с закрывающейся крышкой и маркировкой. На маркировке указывается «для дезинфекции одноразовых салфеток», а также название и концентрация дезсредства.

Как проводить дезинфекцию отходов

  • В промаркированное ведро вставь мусорный пакет белого или черного цвета с несколькими отверстиями в нижней части. Использовать красные и желтые пакеты запрещено – они предназначены для медицинских отходов;
  • Залей рабочий раствор. Готовить его нужно согласно инструкции к дезинфицирующему средству по режиму «дезинфекция отходов». Если такого в инструкции нет, то по вирусному режиму;
  • В течение дня выкидывай все перечисленные выше отходы в это ведро. Некоторые из них всплывают и их нужно притапливать. В этом может помочь обычная бутылка с водой. Плавающие на поверхности пилки и сменные файлы являются нарушением режима дезинфекции, так как по СанПиН успешной считается обработка только с полным погружением предмета в раствор;
  • В конце смены подними мешок с отходами и дождись, пока дезраствор стечет через отверстия в пакете;
  • Положи отходы в другой, целый пакет, завяжи и утилизируй вместе с бытовым мусором.

Каждый день для дезинфекции отходов готовится новый раствор.

Что дезинфицировать не нужно:

  • Упаковки от материалов, средств;
  • Свои одноразовые перчатки и маски;
  • Другие отходы, которые использовались в течение рабочего дня, но не контактировали с кожей клиента.

Такой мусор выкидывается в отдельное ведро и утилизируется, как ТБО без предварительной обработки.

Полезные советы для быстрой уборки

Помимо использования подходящих средств и зонирования площади, необходимо также стремиться к тому, чтобы организовать уборку как можно быстрее. Ведь время, которое можно потратить на это при неправильном подходе, можно направить в другое русло.


Регулярная уборка поможет поддержать чистоту в квартире или доме.

Прежде чем приступить, можно использовать следующие правила уборки квартиры:

  • убирать вещи на свои места ежедневно, это полезно, при таком способе не будет необходимости раскладывать все на свои места потом;
  • еженедельно проводите уборку если не всех, то хотя бы одной зоны вашего дома (кухня, спальня, гостиная, ванная комната), при таком подходе не будет особой необходимости в генеральной уборке;
  • проводите генеральную уборку раз в несколько месяцев, переосмысливайте и совершенствуйте ваше пространство, сортируйте вещи и избавляйтесь от ненужного.


Чистый дом – правило хорошего тона для его хозяев.
Какой бы способ уборки вы не выбрали, обязательно учитывайте время и день, подготовьте заранее все необходимые полезные средства. Запаситесь хорошим настроением и приступайте к наведению чистоты, в таком случае вы будете максимально довольны результатом, а ваш дом будет светиться чистотой, теплый уют будет добавлять радости.


Проведение генеральных уборочных работ необходимо не реже двух раз в год, чтобы обеспечить нормальное санитарное состояние всех уголков жилья.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]