Работа санитарок в больнице включает в себя обязательное знание правил, а также умение проводить влажную уборку в палатах. От мастерства санитарного персонала зависит не только чистота в помещениях, но и состояние медучреждения с точки зрения эпидемиологических норм.
Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте:
В стационарных больничных учреждениях постоянно присутствует опасность заражения и распространения различных инфекций среди пациентов и медицинского персонала.
Чтобы не допустить такой ситуации, санитарные работники обязаны знать, как часто проводить чистку палат и правила ее выполнения.
Особенности влажной уборки
Важнейшую роль в работе стационара играет соблюдение санитарных норм. Если они нарушены, болезнетворные бактерии могут попасть в благоприятную среду для размножения. Например, благодаря влажной уборке палат, можно избавиться от пыли. А в ней, как известно, содержится много бактерий, вызывающих заболевания.
Особенность уборки в лечебных учреждениях заключается в использовании специальных дезинфицирующих средств.
Влажную уборку палат следует проводить минимум два раза в день. Первый раз – до 9 утра, чтобы к обходу врача палата была подготовлена. Вечер – самое подходящее время для второй уборки. Потому что посещение больных закончено, посторонних людей нет, и есть возможность качественно продезинфицировать помещение.
Перчатки и специальная униформа обязательны при влажной уборке палат.
Периодичность
Согласно принятым нормативам, ежедневная уборка производится не менее 2 раз в сутки (первая утром до 9 часов, вторая в период с 4 до 6 часов).
Санитарный график может корректироваться, исходя из общей эпидемиологической ситуации в регионе.
Как не надо пользоваться дезинфектантами
Растворы и инструменты
Для хранения уборочного инвентаря в больницах отведен специальный блок. Все инструменты эксплуатируются строго по назначению и хранятся в специальном помещении. Вещи должны быть пронумерованы с указанием помещений и видов работ, или иметь цветовое кодирование. Обычно его хранят в блоке вместе с инструментами.
Чаще всего при влажной уборке палат применяются дезинфицирующие средства, которые производят в виде концентрированного раствора. Для их использования нужно развести водой в соответствии с универсальной таблицей, ее можно найти в инструкции к каждому средству. В ней указывают пропорции смешивания рабочего раствора, и какая необходима концентрация для обработки вещей при разных режимах. Таблицу хранят в том же самом блоке, что и остальной инвентарь.
Концентрированность раствора при дезинфекции соблюдают по режиму, действующему в медицинском учреждении. Для палат с разным режимом есть свое средство дезинфекции и уборки. Например, в помещениях с бактериальными заболеваниями используют менее концентрированный раствор, чем при вирусных заболеваниях.
Для замешивании составов следует обязательно защитить руки, надев перчатки.
Кроме современных дезинфицирующих концентратов, можно использовать средства, приготовленные самостоятельно:
- 0,5% раствора соды и мыла. В воде (11 л.) разбавляется 25 гр наструганного мыла и 25 гр соды.
- Спецсредство «Хлорамин». В воде (11 л.) разбавляется 500 грамм состава.
- Состав перекиси. В воде (11 л.) разбавляется 6% раствора с 0,5% моющего состава.
- При плесени применяют «Лизорин» В воде (11 л.) разбавляется 25 мл состава.
Существует специальный список дезсредств, официально разрешенных Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в больницах. Они должны соответствовать следующим требованиям:
- Убивать бактерии, вирусы, грибы. При комнатной температуре, подавлять активность инфекций.
- Сохранять внешний вид покрытий мебели, пола, вещей.
- Обладать не только дезинфицирующими свойствами, но и моющими.
- Не наносить вред организму человека, быть малотоксичными.
- Средства должны пройти спецификацию по противопожарной безопасности.
Для каждой палаты готовится новый раствор. После окончания работ — утилизируется. Нельзя допускать, чтобы одним и тем же раствором убиралось несколько помещений.
Алгоритм наведения частоты
В различных медицинских документах регламентируются не только виды уборок в ЛПУ, но и порядок их проведения. Предварительная, текущая и заключительная уборки проводятся по похожим алгоритмам, тогда как генеральная имеет свой порядок и задачи.
Рекомендуем: Химический анализ воздуха на наличие вредных веществ
Текущий клининг
Так как некоторые авторы относят предварительное и заключительное наведение чистоты к текущим, их порядок целесообразно рассмотреть в общем блоке.
Алгоритм текущей или влажной уборки:
- надевается специальная сменная одежда;
- осматривается помещение для определения объемов работы;
- подготавливаются дезинфицирующие растворы;
- очищается раковина;
- тряпками с соответствующей маркировкой смачиваются плинтуса;
- протираются стены на высоту примерно в два метра, что соответствует росту человека с вытянутой рукой;
- затем смачиваются подоконники и радиаторы отопления с трубами;
- влажной тряпкой обрабатывается мебель сверху вниз, но не до самого пола, а на 5 см выше;
- после этого вся мебель дезинфицируется;
- специальной шваброй моется пол с использованием дезраствора;
- включается кварцевание на время, определяемое в зависимости от размеров помещения и паспорта самой лампы;
- уборочный инвентарь обеззараживается и ополаскивается в большом количестве проточной воды, он тщательно сушится и хранится в чистой ёмкости.
При любой уборке очень важно не путать ветошь и инвентарь и использовать их только для определенных поверхностей. В случае нарушения этого правила все усилия по обеззараживанию помещений сводятся к нулю.
Генеральная уборка
Как бы тщательно ни проводилась текущая влажная уборка, все равно необходимо периодически очищать труднодоступные места с использованием эффективных дезинфектантов. Генеральная уборка проводится по своему порядку и графику, она требует больших усилий.
Вечером накануне стирается вся ветошь, которая будет использована. Непосредственно в день уборки необходимо убрать всё содержимое из шкафов, тумбочек и с полок, а также отодвинуть мебель от стен. Медперсонал облачается в специальную одежду, использует предметы индивидуальной защиты.
Готовится моющее средство с дезинфицирующими свойствами. Чистящими средствами обрабатываются раковины и имеющиеся керамические поверхности. Плинтуса обрабатываются с использованием щётки, после чего дезинфицирующий состав смывается специальной ветошью.
Рекомендуем: Охрана окружающей среды на предприятии и производстве
Приготовленным раствором смачивается потолок, для этого используется швабра с длинной ручкой. Этой же шваброй обрабатываются стены по направлению сверху вниз. Затем моется вся мебель начиная с горизонтальных поверхностей и до ножек. Батареи и радиаторы обрабатываются с использованием ёршика. Пол моется специальным дезинфицирующим раствором.
На заключительном этапе производится включение бактерицидной лампы и кварцевание согласно паспорту. Помещение выдерживается закрытым в течение одного часа, а затем происходит тщательное проветривание и смывание остатков дезсредств. Очень важно, чтобы все поверхности протирались насухо. Уборочный инвентарь в конце дня дезинфицируется, ополаскивается, сушится и отправляется в специальное место для хранения до следующей уборки.
Любой вид наведения порядка в лечебных учреждениях должен проводиться тщательно. Ведь это помогает свести до минимума количество микробов, а также снизить риск перекрестного заражения как пациентов, так и медперсонала.
Уборка по СанПиН
У медицинских учреждений есть санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным государственным санитарным врачом и постановлением СанПиНа. В соответствии с документом проводятся все мероприятия, касающиеся деятельности больниц, включая влажную уборку палат.
Инструктаж персонала, осуществляющего уборку, проводится не реже одного раза в год. Организация и контроль прохождения остается за администрацией ЛГО. Санитарные нормы и технологии меняются достаточно часто. И сотрудники должны быть вовремя осведомлены.
Сначала необходимо предупредить пациентов, что в палате будет проводиться уборка. Санитар или медицинская сестра надевает:
- спецодежду, используемую только при убирании (халат, колпак, клеенчатый фартук);
- специализированную обувь;
- перчатки.
Осматривает палату, готовит дезинфицирующие растворы отдельно для меблировки и полового покрытия.
Техника влажной уборки палат также прописана в постановлении:
- Проветривать помещение во время уборки. Если в палате есть лежачие больные, их укутать одеялом. Пациенты, которые в состоянии встать, должны выйти из помещения.
- Прикроватные тумбочки протереть и проверить их содержимое (скоропортящееся питание должно быть в охлажденном состоянии) — первое, что должен сделать медицинский персонал.
- Затем протереть пыль с подоконников, сверху-вниз моют ручки и прочую меблировку, не касаясь пола.
- Пол мыть разведенным раствором специальной шваброй от стены и окна к дверному проему.
- Мусор складывать в коридоре.
- В зависимости от специфики палат осуществляют включение бактерицидных ламп на соответствующее время
Тары с дезинфицирующими средствами хорошо закрывают и указывают на них:
- если нет этикеток, прописывают название средства;
- уровень концентрации, назначения;
- дату приготовления и срок годности.
Для каждого средства необходимо обеспечить соответствующие требованиям условия хранения.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ УБОРКИ В РЕАНИМАЦИИ
Общую санитарную обработку в палатах отделения интенсивной терапии проводят еженедельно и после выписки пациентов. Во время уборки надо соблюдать определенные правила:
- все работы ведутся только в спецодежде;
- палаты следует освободить от медицинских инструментов и медикаментов;
- любая обработка всех поверхностей осуществляется сверху вниз (в порядке «потолок, окна, подоконники, стены, двери, мебель и оборудование»);
- дезинфекцию и мойку полов проводят в направлении от дальних углов к выходу;
- после заключительного облучения ультрафиолетом надо проветрить помещение;
- весь инвентарь выдерживается в дезрастворе в течение часа и только потом моется и сушится.
График влажной уборки
В медицинских подразделениях должны располагаться письменные графики проведения уборки.
Как часто следует проводить влажную уборку палат, прописано в положении СанПиНа. Обычно ее проводят не меньше двух раз в день. По необходимости или при специальном режиме — чаще.
Графики уборки и кварцевания каждого участка запланированы, оформлены в письменной форме, подписаны, утверждены и вывешены. В них указывают время и объект уборки, ФИО санитарки или медсестра. Где та или другая по окончании работы ставит свою роспись.
АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕНИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ УБОРКЕ
Для проведения генеральных уборок в реанимационном отделении разработан четкий порядок действий:
- подготовить необходимые растворы и инвентарь;
- надеть спецодежду;
- отодвинуть мебель и крупное оборудование от стен;
- чистыми салфетками нанести дезраствор на все поверхности;
- включить УФ-лампы на 60 минут (дверь закрывают и вывешивают табличку с предупреждением об облучении);
- сменить грязный комплект спецодежды на другой;
- смыть дезраствор со всех поверхностей водопроводной водой и стерильными салфетками;
- повторно включить бактерицидный светильник (30-минутная экспозиция);
- проветрить помещение;
- обработать инвентарь;
- снять спецодежду.
ПРОСТОЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОВЕСТИ ГЕНЕРАЛЬНУЮ УБОРКУ РЕАНИМАЦИИ
«Генералка» в реанимации – сложная и ответственная работа, которая, к тому же, отнимает много времени у медсестер отделения. Между тем, есть более удобное решение – заказать профессиональную генеральную уборку реанимационных палат у клинингового агентства. Благодаря квалификации сотрудников, наличию мощного оборудования и современных средств, чистота в помещениях будет наведена быстрее и эффективнее. Ваш медперсонал будет занят только своей главной обязанностью – спасением жизней пациентов. За качественными клининговыми услугами обращайтесь в – мы гарантируем соблюдение всех требований и стандартов уборки.