Особенности, виды и периодичность проведения уборок в медицинских учреждениях

Работа санитарок в больнице включает в себя обязательное знание правил, а также умение проводить влажную уборку в палатах. От мастерства санитарного персонала зависит не только чистота в помещениях, но и состояние медучреждения с точки зрения эпидемиологических норм.

Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте:

В стационарных больничных учреждениях постоянно присутствует опасность заражения и распространения различных инфекций среди пациентов и медицинского персонала.

Чтобы не допустить такой ситуации, санитарные работники обязаны знать, как часто проводить чистку палат и правила ее выполнения.

Особенности влажной уборки

Важнейшую роль в работе стационара играет соблюдение санитарных норм. Если они нарушены, болезнетворные бактерии могут попасть в благоприятную среду для размножения. Например, благодаря влажной уборке палат, можно избавиться от пыли. А в ней, как известно, содержится много бактерий, вызывающих заболевания.

Особенность уборки в лечебных учреждениях заключается в использовании специальных дезинфицирующих средств.

Влажную уборку палат следует проводить минимум два раза в день. Первый раз – до 9 утра, чтобы к обходу врача палата была подготовлена. Вечер – самое подходящее время для второй уборки. Потому что посещение больных закончено, посторонних людей нет, и есть возможность качественно продезинфицировать помещение.

Перчатки и специальная униформа обязательны при влажной уборке палат.

Периодичность

Согласно принятым нормативам, ежедневная уборка производится не менее 2 раз в сутки (первая утром до 9 часов, вторая в период с 4 до 6 часов).

Санитарный график может корректироваться, исходя из общей эпидемиологической ситуации в регионе.

Как не надо пользоваться дезинфектантами

Растворы и инструменты

Для хранения уборочного инвентаря в больницах отведен специальный блок. Все инструменты эксплуатируются строго по назначению и хранятся в специальном помещении. Вещи должны быть пронумерованы с указанием помещений и видов работ, или иметь цветовое кодирование. Обычно его хранят в блоке вместе с инструментами.

Чаще всего при влажной уборке палат применяются дезинфицирующие средства, которые производят в виде концентрированного раствора. Для их использования нужно развести водой в соответствии с универсальной таблицей, ее можно найти в инструкции к каждому средству. В ней указывают пропорции смешивания рабочего раствора, и какая необходима концентрация для обработки вещей при разных режимах. Таблицу хранят в том же самом блоке, что и остальной инвентарь.

Концентрированность раствора при дезинфекции соблюдают по режиму, действующему в медицинском учреждении. Для палат с разным режимом есть свое средство дезинфекции и уборки. Например, в помещениях с бактериальными заболеваниями используют менее концентрированный раствор, чем при вирусных заболеваниях.

Для замешивании составов следует обязательно защитить руки, надев перчатки.

Кроме современных дезинфицирующих концентратов, можно использовать средства, приготовленные самостоятельно:

  1. 0,5% раствора соды и мыла. В воде (11 л.) разбавляется 25 гр наструганного мыла и 25 гр соды.
  2. Спецсредство «Хлорамин». В воде (11 л.) разбавляется 500 грамм состава.
  3. Состав перекиси. В воде (11 л.) разбавляется 6% раствора с 0,5% моющего состава.
  4. При плесени применяют «Лизорин» В воде (11 л.) разбавляется 25 мл состава.

Существует специальный список дезсредств, официально разрешенных Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в больницах. Они должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Убивать бактерии, вирусы, грибы. При комнатной температуре, подавлять активность инфекций.
  2. Сохранять внешний вид покрытий мебели, пола, вещей.
  3. Обладать не только дезинфицирующими свойствами, но и моющими.
  4. Не наносить вред организму человека, быть малотоксичными.
  5. Средства должны пройти спецификацию по противопожарной безопасности.

Для каждой палаты готовится новый раствор. После окончания работ — утилизируется. Нельзя допускать, чтобы одним и тем же раствором убиралось несколько помещений.

Алгоритм наведения частоты

В различных медицинских документах регламентируются не только виды уборок в ЛПУ, но и порядок их проведения. Предварительная, текущая и заключительная уборки проводятся по похожим алгоритмам, тогда как генеральная имеет свой порядок и задачи.

Рекомендуем: Химический анализ воздуха на наличие вредных веществ

Текущий клининг

Так как некоторые авторы относят предварительное и заключительное наведение чистоты к текущим, их порядок целесообразно рассмотреть в общем блоке.

Алгоритм текущей или влажной уборки:

  • надевается специальная сменная одежда;
  • осматривается помещение для определения объемов работы;
  • подготавливаются дезинфицирующие растворы;
  • очищается раковина;
  • тряпками с соответствующей маркировкой смачиваются плинтуса;
  • протираются стены на высоту примерно в два метра, что соответствует росту человека с вытянутой рукой;
  • затем смачиваются подоконники и радиаторы отопления с трубами;
  • влажной тряпкой обрабатывается мебель сверху вниз, но не до самого пола, а на 5 см выше;
  • после этого вся мебель дезинфицируется;
  • специальной шваброй моется пол с использованием дезраствора;
  • включается кварцевание на время, определяемое в зависимости от размеров помещения и паспорта самой лампы;
  • уборочный инвентарь обеззараживается и ополаскивается в большом количестве проточной воды, он тщательно сушится и хранится в чистой ёмкости.

При любой уборке очень важно не путать ветошь и инвентарь и использовать их только для определенных поверхностей. В случае нарушения этого правила все усилия по обеззараживанию помещений сводятся к нулю.

Генеральная уборка

Как бы тщательно ни проводилась текущая влажная уборка, все равно необходимо периодически очищать труднодоступные места с использованием эффективных дезинфектантов. Генеральная уборка проводится по своему порядку и графику, она требует больших усилий.

Вечером накануне стирается вся ветошь, которая будет использована. Непосредственно в день уборки необходимо убрать всё содержимое из шкафов, тумбочек и с полок, а также отодвинуть мебель от стен. Медперсонал облачается в специальную одежду, использует предметы индивидуальной защиты.

Готовится моющее средство с дезинфицирующими свойствами. Чистящими средствами обрабатываются раковины и имеющиеся керамические поверхности. Плинтуса обрабатываются с использованием щётки, после чего дезинфицирующий состав смывается специальной ветошью.

Рекомендуем: Охрана окружающей среды на предприятии и производстве

Приготовленным раствором смачивается потолок, для этого используется швабра с длинной ручкой. Этой же шваброй обрабатываются стены по направлению сверху вниз. Затем моется вся мебель начиная с горизонтальных поверхностей и до ножек. Батареи и радиаторы обрабатываются с использованием ёршика. Пол моется специальным дезинфицирующим раствором.
На заключительном этапе производится включение бактерицидной лампы и кварцевание согласно паспорту. Помещение выдерживается закрытым в течение одного часа, а затем происходит тщательное проветривание и смывание остатков дезсредств. Очень важно, чтобы все поверхности протирались насухо. Уборочный инвентарь в конце дня дезинфицируется, ополаскивается, сушится и отправляется в специальное место для хранения до следующей уборки.
Любой вид наведения порядка в лечебных учреждениях должен проводиться тщательно. Ведь это помогает свести до минимума количество микробов, а также снизить риск перекрестного заражения как пациентов, так и медперсонала.

Уборка по СанПиН

У медицинских учреждений есть санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные главным государственным санитарным врачом и постановлением СанПиНа. В соответствии с документом проводятся все мероприятия, касающиеся деятельности больниц, включая влажную уборку палат.

Инструктаж персонала, осуществляющего уборку, проводится не реже одного раза в год. Организация и контроль прохождения остается за администрацией ЛГО. Санитарные нормы и технологии меняются достаточно часто. И сотрудники должны быть вовремя осведомлены.

Сначала необходимо предупредить пациентов, что в палате будет проводиться уборка. Санитар или медицинская сестра надевает:

  • спецодежду, используемую только при убирании (халат, колпак, клеенчатый фартук);
  • специализированную обувь;
  • перчатки.

Осматривает палату, готовит дезинфицирующие растворы отдельно для меблировки и полового покрытия.

Техника влажной уборки палат также прописана в постановлении:

  1. Проветривать помещение во время уборки. Если в палате есть лежачие больные, их укутать одеялом. Пациенты, которые в состоянии встать, должны выйти из помещения.
  2. Прикроватные тумбочки протереть и проверить их содержимое (скоропортящееся питание должно быть в охлажденном состоянии) — первое, что должен сделать медицинский персонал.
  3. Затем протереть пыль с подоконников, сверху-вниз моют ручки и прочую меблировку, не касаясь пола.
  4. Пол мыть разведенным раствором специальной шваброй от стены и окна к дверному проему.
  5. Мусор складывать в коридоре.
  6. В зависимости от специфики палат осуществляют включение бактерицидных ламп на соответствующее время

Тары с дезинфицирующими средствами хорошо закрывают и указывают на них:

  • если нет этикеток, прописывают название средства;
  • уровень концентрации, назначения;
  • дату приготовления и срок годности.

Для каждого средства необходимо обеспечить соответствующие требованиям условия хранения.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ УБОРКИ В РЕАНИМАЦИИ

Общую санитарную обработку в палатах отделения интенсивной терапии проводят еженедельно и после выписки пациентов. Во время уборки надо соблюдать определенные правила:

  • все работы ведутся только в спецодежде;
  • палаты следует освободить от медицинских инструментов и медикаментов;
  • любая обработка всех поверхностей осуществляется сверху вниз (в порядке «потолок, окна, подоконники, стены, двери, мебель и оборудование»);
  • дезинфекцию и мойку полов проводят в направлении от дальних углов к выходу;
  • после заключительного облучения ультрафиолетом надо проветрить помещение;
  • весь инвентарь выдерживается в дезрастворе в течение часа и только потом моется и сушится.

График влажной уборки

В медицинских подразделениях должны располагаться письменные графики проведения уборки.

Как часто следует проводить влажную уборку палат, прописано в положении СанПиНа. Обычно ее проводят не меньше двух раз в день. По необходимости или при специальном режиме — чаще.

Графики уборки и кварцевания каждого участка запланированы, оформлены в письменной форме, подписаны, утверждены и вывешены. В них указывают время и объект уборки, ФИО санитарки или медсестра. Где та или другая по окончании работы ставит свою роспись.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕНИЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ УБОРКЕ

Для проведения генеральных уборок в реанимационном отделении разработан четкий порядок действий:

  • подготовить необходимые растворы и инвентарь;
  • надеть спецодежду;
  • отодвинуть мебель и крупное оборудование от стен;
  • чистыми салфетками нанести дезраствор на все поверхности;
  • включить УФ-лампы на 60 минут (дверь закрывают и вывешивают табличку с предупреждением об облучении);
  • сменить грязный комплект спецодежды на другой;
  • смыть дезраствор со всех поверхностей водопроводной водой и стерильными салфетками;
  • повторно включить бактерицидный светильник (30-минутная экспозиция);
  • проветрить помещение;
  • обработать инвентарь;
  • снять спецодежду.

ПРОСТОЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОВЕСТИ ГЕНЕРАЛЬНУЮ УБОРКУ РЕАНИМАЦИИ

«Генералка» в реанимации – сложная и ответственная работа, которая, к тому же, отнимает много времени у медсестер отделения. Между тем, есть более удобное решение – заказать профессиональную генеральную уборку реанимационных палат у клинингового агентства. Благодаря квалификации сотрудников, наличию мощного оборудования и современных средств, чистота в помещениях будет наведена быстрее и эффективнее. Ваш медперсонал будет занят только своей главной обязанностью – спасением жизней пациентов. За качественными клининговыми услугами обращайтесь в – мы гарантируем соблюдение всех требований и стандартов уборки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]