Проведение генеральной уборки в медицинских учреждениях


Допуск медицинского персонала к проведению уборок

К уборкам в медицинском учреждении допускается персонал, прошедший вакцинацию и полный медицинский осмотр, отмеченные в имеющейся личной медицинской книжке. При приеме на работу с персоналом проводится вводный инструктаж, в последующем — повторные инструктажи.
Санитарка или уборщица должна знать:

  • технологию проведения уборки
  • правила санитарии и гигиены труда
  • назначение моющих средств и правила обращения с ними
  • основы трудового законодательства
  • правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации
  • правила по охране труда и пожарной безопасности
  • способы оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфицирующими средствами

Руководитель организации утверждает регламент уборки, в который вносит информацию: ответственное лицо, кто и какой вид работ выполняет, в каких помещениях, периодичность уборки.

Помещения с особым режимом работы может убирать только специально обученный персонал медицинской организации, который прошел инструктаж по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки (п. 11.1 гл. I СанПиН 2.1.3.2630-10).

Внимание: все виды уборок в операционном блоке должны проводить санитарки под непосредственным контролем операционных сестёр! Не следует привлекать для уборки в оперблоке клининговую компанию!

Проведение генеральной уборки: техника безопасности

Проведение генеральной уборки в медицинском учреждении необходимо предварить подготовкой двух комплектов защитной спецодежды (халат, шапочка, маска, перчатки). Первый надевается перед уборкой. После проведения первого этапа генеральной уборки защитную одежду нужно снять, руки вымыть и обработать кожным антисептиком. Перед заключительным (вторым) этапом генеральной уборки надевается второй комплект защитной спецодежды.

Правила техники безопасности

  1. Для генеральной уборки следует выбрать время так, чтобы не создавать риска для опасности для пациентов и персонала
  2. Для предупреждения травматизма оградить территорию, подвергаемую генеральной уборке, предупреждающими знаками
  3. До начала уборки обезопасить электрические розетки, выключатели и осветительную арматуру. Не допускать попадания влаги внутрь.
  4. Использовать только сертифицированный инвентарь и технологическое оборудование в соответствии с указанной производителем технологией уборки
  5. Использовать дезинфицирующие средства строго по инструкции согласно нормативной документации
  6. Не смешивать между собой два и более моющих, чистящих или дезинфизирующих средств. Смешивание может привести к химической реакции с образованием вредных веществ, вдыхание которых опасно для здоровья
  7. При попадании дезинфизирующего раствора на незащищенную кожу или слизистые оболочки обильно промыть проточной водой

Читать также: Производственный контроль в ЛПУ: программа, виды, ответственность

Необходимый инвентарь

Инвентарь, который используется в процедурном кабинете, должен храниться отдельно от прочего уборочного оборудования. Каждый предмет обязательно маркируется: делают специальные ярлыки или подписи масляной краской.

Рекомендуем:

Как выбрать вертикальный пылесос для квартиры и дома

Важно! Для мытья разных поверхностей (пола, стен, окон), а также медицинской мебели используют разные комплекты оборудования.

Для генеральной уборки режимного кабинета потребуется:

  • дезинфицирующая жидкость;
  • пульверизатор и гидропульт;
  • ведра;
  • швабра;
  • одноразовые салфетки или стерилизованная ветошь.

Все работы проводят в специальной одежде, предназначенной для уборки. Сотрудникам потребуется медицинский халат и шапочка, резиновые перчатки и сменная обувь. По мере надобности (например, во время смешивания рабочих растворов) надевают защитные очки, респиратор или прорезиненный передник.

Периодичность генеральных уборок

В плановом порядке проведение генеральных уборок осуществляется по графику, утвержденному руководителем структурного подразделения. Частота уборки зависит от класса чистоты помещения. В помещениях класса чистоты А и Б генеральная уборка проводится один раз в неделю, в остальных – один раз в месяц (п.п. 11.7–11.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10).

Для каждого класса чистоты установлены свои требования по режиму работы и уровню чистоты воздуха и поверхностей. Они представлены в таблице «Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха в помещениях»

Класс чистотыНаименование помещенияРежим работыРиск для пациента
АОперационные, родильные залы, асептические боксы для гематологических, ожоговых пациентов, палаты для недоношенных детей, асептический блок аптек, стерилизационная (чистая половина), боксы бактериологических лабораторийАсептическийВысокий
БПроцедурные, перевязочные, предоперационные, палаты и залы реанимации, детские палаты, комнаты сбора и пастеризации грудного молока, ассистентские и фасовочные аптек, помещения бактериологических и клинических лабораторий, предназначенные для проведения исследованийОсобыйСредний
ВПалаты хирургических отделений, коридоры, примыкающие к операционным, родильным залам, смотровые, боксы и палаты инфекционных отделений, ординаторские, материальные, кладовые чистого бельяОбычныйНизкий
ГКоридоры и помещения административных зданий, лестничные марши лечебно-диагностических корпусов, санитарные комнаты, туалеты, помещения для временного хранения грязного белья и временного хранения отходов

Как разовое мероприятие генеральная уборка проводится на всем объекте или в отдельных помещениях при заключительной дезинфекции, а также по санитарно-гигиеническим показаниям в случаях неудовлетворительного состояния помещений и при неудовлетворительных результатах микробной обсемененности внешней среды, после реконструкции, завершения текущего или капитального ремонта, по эпидемиологическим показаниям (п.п. 1.4–1.5 главы II СанПиН 2.1.3.2630-10).

Алгоритм уборки в санузле:

1. Разобрать все, что свалено не на своих местах – все грязное белье отправить в стирку или в корзину, развесить на крючки или сложить на полки полотенца, собрать мусор и все, что мешает передвигаться по ванной комнате.

2. Убрать верхний ярус – протереть плафоны или светильники, снять паутину, можно пропылесосить углы.

3. Уделить внимание среднему ярусу – помыть шторку для ванной или верхние части кабины, навести порядок во всех шкафах, на полках: вынуть все флаконы и бутылки, протереть полки, рассортировать нужное, выбросить ненужное, выставить вперед то, что заканчивается и записать в список покупок все, что нужно купить на замену.

4. Помыть настенную плитку, зеркало.

5. Вымыть душевую кабину, унитаз, раковину, ванну. Почистить, обязательно продезинфицировать сантехнику, смесители.

6. Вычистить нижний ярус аналогично среднему – в шкафах под ванной и раковиной все помыть, рассортировать, убрать мусор, внести в список покупок то, что заканчивается.

7. Вымыть плинтусы и пол, постирать или вытряхнуть коврики, оставить помещение сохнуть.

Технология проведения генеральной уборки

Последовательность генеральной уборки включает в себя несколько этапов:

Предварительный этап – подготовка кабинета или палаты и уборочного инвентаря.

Первый этап – нанесение дезрастворов в правильной последовательности. От более чистых поверхностей, например потолка и стен, переходить к наиболее контаминированным – оборудованию, выключателям, дверным ручкам, кранам.

Второй этап – протирание и мытьё поверхностей, мытьё пола, обеззараживание воздуха, проветривание помещения. Обеззараживание воздуха нужно закончить за 60 минут до начала работы кабинета.

Алгоритм проведения генеральной уборки

  • В день генеральной уборки в помещении не должно быть пациентов.
  • На время проведения генеральной уборки следует максимально освободить помещения от мебели и оборудования, насколько это возможно.
  • Сдвиньте мебель и оборудование от стен к центру помещения для уборки стен и пола за ними.
  • Выключите из сети электрооборудование и приборы.
  • Установите предупредительные знаки.

Внимание: выполняйте все работы по уборке в средствах индивидуальной защиты, спецодежде, которые указаны в инструкции к дезсредству. Не надевайте открытую и промокающую обувь.

  • Поверхности и окружающие предметы, которые запрещено обрабатывать химическими веществами, накройте полиэтиленовой пленкой.
  • Используйте раздельные комплекты уборочного инвентаря для генеральной уборки в помещениях класса А и Б, в гнойной перевязочной, лечебно-диагностических кабинетах одного структурного подразделения. Если в помещении установлены медицинские приборы и оборудование, которые контактируют с пациентом, то для их обработки приготовьте отдельную емкость.

Для уборки в коридорах и санузлах подготовьте отдельные комплекты уборочного инвентаря.

  • Подготовьте по два комплекта чистых емкостей: раздельно для стен, окон, потолков; мебели, приборов и аппаратов; напольных покрытий; санитарно-технических приборов. Один – для дезраствора, другой – для чистой воды.

Внимание: используйте уборочный инвентарь согласно буквенной маркировке или цветовому кодированию.

  • Заготовьте салфетки разного цвета для разных целей. Например, красные салфетки – для уборки туалета, серые – для палат, коридоров, административных помещений, желтые – для режимных помещений: процедурной, перевязочной, палаты интенсивной терапии, ЦСО.
  • Проведите дезинфекцию поверхностей.
  • Обеззараживайте поверхности тканевыми салфетками, смоченными в растворе дезинфицирующего средства. Для дезинфекции больших по площади поверхностей используйте несколько салфеток. Меняйте салфетки при смене объекта обработки, по мере загрязнения. Учитывайте вид загрязнения.

Внимание: не используйте одни и те же текстильные материалы в различных помещениях без их дезинфекции и стирки.

  • Также нельзя протирать одной стороной салфетки две поверхности и более. Салфетки надо менять или переворачивать чистой стороной при переходе от одной поверхности к другой. Для труднодоступных мест используйте дезсредство в виде спрея.
  • Применяйте одноразовые салфетки с дезраствором в отделениях с высоким риском внутрибольничных инфекций и осложнений.

Читать также: Использование перчаток. Стерильные и нестерильные медицинские перчатки

Как мыть окна, стены, светильники и другие предметы при проведении генеральной уборки

  • При генеральной уборке очищайте, мойте и дезинфицируйте путем орошения или протирания подоконники, двери, мебель, оборудование, полы, стены на высоту не менее 2 метров, а в операционных блоках – на всю высоту стен. Мойте светильники изнутри и снаружи, окна – изнутри один раз в месяц, снаружи – один раз в три месяца – осенью, весной и летом.
  • После окончания экспозиции дезинфицирующего средства промойте все поверхности чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной питьевой водой.

Внимание: при генеральной уборке помещений с асептическим режимом работы с осторожностью используйте дезсредства, которые не требуют смывания.

  • Эти средства обладают свойством фиксировать на поверхностях органические загрязнения, формируют на поверхностях пленки. Есть потенциальный риск формирования под пленкой очага условно-патогенной и патогенной микрофлоры: если поверхность предварительно не очищена, обработка проведена некачественно, концентрация дезраствора ниже нормы.
  • Заканчивайте генеральную уборку обеззараживанием воздуха.

Проведение генеральной уборки моп-методом

Для экономии трудозатрат и расходных материалов уместно внедрить моп-метод (метод безведерной уборки или метод предварительно подготовленных салфеток) –разновидность влажной уборки. Моп-метод экономит время уборки и повышает производительность труда. Технологию разрешает пункт 11.5раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10

Для этого подготовьте нужное количество моющих насадок и салфеток перед началом уборки.

Метод безведерной уборки позволяет отказаться от двух комплектов чистых емкостей, использовать один держатель мопов для всех помещений одного структурного подразделения, за исключением гнойной перевязочной, помещений класса чистоты А и Б, коридоров и санузлов.

Моп-метод позволяет протирать поверхности в один этап без последующего удаления нанесенных растворов. Убедитесь, что такой способ производитель указал в инструкции по применению средства. Положительное свойство таких средств – пролонгированное антимикробное действие.

По окончании генеральной уборки весь инвентарь и оборудование подвергается дезинфекции с последующим мытьем и просушиванием. защитная одежда обеззараживается, затем подвергается утилизации (одноразовая) или стирке (многоразовая).

После проведения генеральной уборки медицинская сестра делает отметку в журнале с указанием даты и использованного дезинфицирующего средства в процентной концентрации. Также необходимо сделать отметку в журнале о проведенном после генеральной уборке обеззараживании воздуха.

Читать также: Приготовление дезрастворов и правила их хранения в ЛПУ

Алгоритм уборки спальни, гостиной, детской, кабинета:

1. Снять занавески отправить их в стирку, помыть окна и карнизы, протереть пыль на подоконнике.

2. Убрать верхние ярусы – снять паутину с полотков и по углам, помыть люстру, вытереть пыль на верхних полках и шкафах (разложив предварительно все по местам).

3. Уборка среднего яруса – разобрать все вещи, спрятать ненужные, аккуратно сложить оставшиеся. Мусор отправить в мешок и вынести его из комнаты. Протереть внутренние полки, фасады мебели, ручки, двери.

4. Поухаживать за растениями, очистить поверхности и протереть экраны техники, гаджетов.

5. Взяться за мягкую мебель – снять с кровати покрывала и чехлы, все пропылесосить аккуратно. Подушки, которые можно снять, вынести во двор, выбить.

6. Полы – пропылесосить мягкие покрытия, вымыть ламинат, линолеум и т.д. Протереть плинтуса.

7. Открыть окно для проветривания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]